Приложение №14
Дети. Прилагательные.
Учитель. Вставьте в текст подходящие имена прилагательные.
Наступила …весна. …подснежниками покрываются … поляны.
Далее дети пишут диктант.
Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.
Взаимопроверка.
Учитель. Что же именно вызывает у нас радостное настроение, когда мы стоим на лесной поляне, усеянной синими и синеватыми подснежниками. Какая разница по смыслу между словами синий и синеватый? Разберите эти слова по составу.
Дети выполняют задание.
Подберите слова к схемам, записанным на доске.
На доске:
- ок[ий] -еньк[ая] -н[ее]
Определите род этих имен прилагательных.
Дети выполняют задание.
- А теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные.
Праз…ничный, уд…вительные, радос…ное.
На какие правила эти имена прилагательные?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
- Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах и парках цветут разнообразные растения. Давайте посмотрим на текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.
Первые цветы
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
После выполнения задания дети делают проверку.
Учитель. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
Дети. Нет.
Учитель. Правильно. Ведь недаром говорится: « Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».
Посмотрите на плакат.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
О чем говорится в этом стихотворении?
Дети. Если будем по-настоящему заботиться о природе, то станем добрее.
- Чтоб каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.
Домашнее задание.
Учитель. Напишите несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.
Чтение стихов.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты,
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву.