Приложение №15
Изложения
1 кл. Зайка (текст написан на доске)
Гулял Юра по лесу и заметил под кустом зайца. Бедняга сломал лапку и не мог бежать. Жалко стало Юре зайчишку. Взял он его на руки и отнес домой. Мальчик сам смастерил клетку и посадил туда зайку. (36 слов).
Задания:
Прочитайте текст на доске.
Где гулял Юра?
Кого он увидел под кустом?
Почему зайчик не мог бежать?
Куда отнес Юра зайчика?
правильно ли поступил мальчик? Почему правильно? (Больным животным, как и людям, обязательно нужна помощь человека).
Слова для справок: сломал, не мог, бежать, смастерил, посадил.
1кл. Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это Оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. (38 слов).
(По В. Бианки).
Работа с текстом.
Беседа.
- о ком этот рассказ? Зачем птичка прыгнула в прорубь? Почему птичке было весело? Почему оляпке было даже не холодно? Что вы узнали об оляпке? (Показ иллюстрации). Как оляпка приспособлена к зимним условиям?
работа по плану.
План:
Птичка на льду.
В поисках пищи.
Веселая оляпка.
Оляпке не холодно!
деление текста на части по плану.
Свободный пересказ текста. (Отвечают один-два ученика, текст закрыт).
Орфографическое проговаривание трудных слов: выскочила, весело, холодно, покрыты, слоем.
Запись текста по частям.
2 кл . Воробьи и розы.
В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душистыми цветами.
Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Яд не помогал против вредителей.
Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье.
Это разведчик нашел вредителя. Бросил он клич. Слетелись в сад другие воробьи.
Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых роз. (58 слов).
(По И. Кайгородову).
Работа с текстом.
Анализ текста.
Что за беда пришла в сад? Почему воробьи названы санитарами? Какую помощь они оказали хозяевам сада? Почему воробьи слетелись на кусты? Кто назван разведчиком и почему? Как вы понимаете замечание выражения бросил клич? (Обратился с призывом). Подумайте, можно ли сказать, что между ними существует равновесие? Если да, то какое? Если по вине людей идет уничтожение любых птиц, это оборачивается бедой против самих людей.
Работа с планом.
Слова для справок: санитары, завелись, облепила, сделали.
2 кл. Крот.
Я иду по лесной полянке. Вдруг земля поднялась холмиком. Показались две широкие лапки с когтями и мокрый нос. Это был крот.
Крот рыл нору. Зверек выглянул и опять нырнул в глубину. На поляне осталась кучка рыхлой земли.
Полетят с деревьев семена и упадут на эту маленькую грядку. Вырастет здесь березка или сосна. (52 слова).
(По Э. Шиму).
Слова для справок: вдруг, опять, глубина, семена, вырастет, здесь.
Работа с текстом.
Работа по плану.
Примерный план (дан на доске).
Встреча с кротом.
Крот роет нору.
Грядка для деревьев.
2. Беседа о гармонии и единстве всего созданного в природе: «Гармония в природе без участия человека».
3 кл. В лесу будь другом.
В наших лесах стало мало муравейников. Гибнут они при рубке леса. Они гибнут и от злых руководство. Расковырял прохожий муравейник и ушел. Трудно будет маленьким лесным жителям справиться с бедой.
Однажды на рощу напали полчища вредителей. Казалось, что кора на дубах шевелилась, это передвигались гусеницы. Они оголяли дубы. Но вот произошло чудо! Гусеницы быстро спускались по стволу к земле. Их тащили муравьи. Лесные дружинники спасли корабельный лес.