Беседа о песне "Из-за леса, леса темного"
Звучит магнитофонная запись "Песня о детстве А.С. Пушкина", рассказ А.М. Горького "Как сложили песню", высказывания о народных песнях Пушкина, Гоголя, Горького. Все это подготавливает учащихся к восприятию народной песни. Затем следует выразительное чтение текста песни и историчекий комментарий к ее содержанию, о трудной доле крепостной крестьянки, мрачный тон песни, ее грустную, заунывную мелодию.
.Героиня песни живет в разлуке с родными, близкими - отцом, матерью. Собралась к ним в гости, но не доехала: "лошаденка истомилася", "тележонка изломалася". Трогательно звучит обращение героини к вольной птице:
Ты лети, лети в мою сторонушку,
Ко батюшке во зеленый сад,
А к матушке во вновь терем .
Родной дом представляется ей раем, и она идеализирует его "вновь терем", "зеленый сад". Свою горестную жалобу на тяжелую барщину, на безрадостную жизнь крестьянина адресует "родимой матушке":
.пропали наши головы,
за боярами, за ворами.
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднехонько.
В песне звучит тоска, безысходность, но ощущается и скрытый гнев, ненависть к барам, возмущение их несправедливостью и жестокостью.
Эмоциональным чтением передать смысл песни, настроение, сострадание и симпатию к героине - это главная задача.
А только после этого разучивать ее.