Изучение оригинальности решения задач на воображение.

Подготовка исследования.

Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования.

Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных.

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое ( свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку ).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету ( девочка гуляет с собакой ).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).[7]

Результаты исследования.

2-А.

Фамилия, имя

Тип решения задачи на воображение

1.Веслов Дима

5

2.Волков Саша

4

3.Деева Даша

5

4.Домрачев Денис

5

5.Егорова Ольга

3

6.Еклашев Илья

5

7.Иванов Дима

5

8.Ингачева Анна

5

9.Коробкова Анна

5

10.Кравец Дима

5

11.Куклина Ирина

4

12.Молчанова Анна

5

13.Опалев Дима

4

14.Павлов Алеша

5

15.Речкина Надя

4

16.Сержан Наташа

4

17.Ушакова Юля

4

18.Чернобокова Анна

5

19.Шмелькова Саша

4

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = =86/19=4,5

2-Б.

Фамилия, имя

Тип решения задачи на воображение

1.Бабушкина К.

4

2.Беломестнова Н.

4

3.Бондарев С.

2

4.Бородай К.

5

5.Буйлина Л.

5

6.Бусыгин А.

5

7.Васильева Н.

4

8.Винокуров В.

5

9.Вафина Д.

4

10.Габдуллина Р.

4

11.Гарбулин Д.

4

12.Гомзяков А.

5

13.Гомзякова А.

4

14.Головина К.

4

15.Глушков Р.

5

16.Дрягин А.

4

17.Емельянов Р.

3

18.Киселев Н.

4

19.Козлова П.

4

20.Краев Д.

5

21.Крючкова М.

4

22.Липатникова В.

4

23.Лоскутова К.

4

24.Новоселов Г.

3

25.Протасов С.

4

26.Романова А.

5

27.Утамкулов Р.

4

28.Шагина О.

3

Перейти на страницу: 1 2