Изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования.
Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования.
Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных.
Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое ( свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку ).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету ( девочка гуляет с собакой ).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).[7]
Результаты исследования.
2-А.
Фамилия, имя | Тип решения задачи на воображение |
1.Веслов Дима | 5 |
2.Волков Саша | 4 |
3.Деева Даша | 5 |
4.Домрачев Денис | 5 |
5.Егорова Ольга | 3 |
6.Еклашев Илья | 5 |
7.Иванов Дима | 5 |
8.Ингачева Анна | 5 |
9.Коробкова Анна | 5 |
10.Кравец Дима | 5 |
11.Куклина Ирина | 4 |
12.Молчанова Анна | 5 |
13.Опалев Дима | 4 |
14.Павлов Алеша | 5 |
15.Речкина Надя | 4 |
16.Сержан Наташа | 4 |
17.Ушакова Юля | 4 |
18.Чернобокова Анна | 5 |
19.Шмелькова Саша | 4 |
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = =86/19=4,5
2-Б.
Фамилия, имя | Тип решения задачи на воображение |
1.Бабушкина К. | 4 |
2.Беломестнова Н. | 4 |
3.Бондарев С. | 2 |
4.Бородай К. | 5 |
5.Буйлина Л. | 5 |
6.Бусыгин А. | 5 |
7.Васильева Н. | 4 |
8.Винокуров В. | 5 |
9.Вафина Д. | 4 |
10.Габдуллина Р. | 4 |
11.Гарбулин Д. | 4 |
12.Гомзяков А. | 5 |
13.Гомзякова А. | 4 |
14.Головина К. | 4 |
15.Глушков Р. | 5 |
16.Дрягин А. | 4 |
17.Емельянов Р. | 3 |
18.Киселев Н. | 4 |
19.Козлова П. | 4 |
20.Краев Д. | 5 |
21.Крючкова М. | 4 |
22.Липатникова В. | 4 |
23.Лоскутова К. | 4 |
24.Новоселов Г. | 3 |
25.Протасов С. | 4 |
26.Романова А. | 5 |
27.Утамкулов Р. | 4 |
28.Шагина О. | 3 |