Методологические принципы оценки новых информационных технологий обучения
1) Сравнительные эмпирические исследования эффективности компьютерного и "традиционного" обучения, как правило, некорректны. В каждом из этих исследований автор имеет дело не с новыми информационными технологиями обучения (НИТО) в целом, а с отдельными обучающими системами. В результате обучение выступает определенной проекцией преимуществ и прежде всего недостатков данной системы, а не НИТО, которые охватывают разнообразные технологии. До того ж так называемое традиционное обучение тоже совершается с помощью разных технологий, которые в значительной мере отличаются своей сформированностью.
2) Каждый тип обучающих систем имеет определенные ограничения. Например, системы, которые обеспечивают управление только по результатам, имеют большие ограничения, чем те, что могут учитывать особенности учеников или просто адаптационные.
3) В большинстве компьютерных обучающих систем недостатки обусловлены прежде всего тем, что их разработчики не придерживаются определенных психолого-педагогических требований к выбору основных и дополнительных обучающих влияний, организации диалога, размещения информации.
4) Большинство недостатков имеет определенный временный характер и обусловлено уровнем развития технических и программных средств.
5) Значительное количество недостатков НИТО обусловлено недостаточным уровнем разработки соответствующих психолого-педагогических проблем.
6) Преимущества и недостатки НИТО необходимо анализировать, взяв за основу лучшие образцы обучающих систем.