Развитие педагогической мысли в России.
В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы,
школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых народных школах:
# Таврическое училище
(1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.
# Яснополянская школа
(1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,
где использовали уважение к личности, побуждение у него интереса к знаниям.
Д.А.Толстой
министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. В 1871 - 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии.
Тут получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее они могли обучаться в высших технических училищах.
Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.
Новый устав начальных школ
(1871 г.) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного синода.
Либеральный курс использовал новый министр А.Сабуров
(1880-1882гг.), но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник Толстого И.Д.Делянов
(1882-1898 гг.), который начал репрессии против студенчества.
Устав университетов
(1882 г.) окончательно лишил университеты автономии, упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилось в Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентов по поводу автономии. Глава священного синода К.П.Победоносцев
был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классических гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение. Согласно циркуляру
(1887 г.) оговаривалось, что следует предоставить обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям низов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).
Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения 80-х гг.:
Школа под руководством А.С.Грачевского.
В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное дело для мальчиков).
Женская гимназия
В.Я.Стоюнина.
Программа делилась на 4 цикла:
# научные дисциплины
# иностранные языки
# искусство
# физическое воспитание.
Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярно организовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.
Видным идеологом создания церковно-приходских школ является С.А.Рачинский.
Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику.