Заслуги Ломоносова перед русской школой

По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета некоторых педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложне­ния, светскости образования, единства и преемственности планов сред­ней и высшей школы.

Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.

Ломоносов предлагал использовать поощрения

и наказания

. Особо отли­чившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В каче­стве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыд­ные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Рас­пространенные в школах телесные наказания, по сложившейся тради­ции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.

Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расце­нивал порядоки дисциплину

. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежи­тии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».

В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждениеи пример

. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.

В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он счи­тал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны посту­пать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

В работе учителя над методи­кой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения. «Должно опасаться,— писал он,— чтобы не примешать мелких и слову непристойных обсто­ятельств, чтобы не отступить от слова к другой посторонней материи, чтобы речи не были безмерно закручены и идеи бы, вместе быть долж­ные, не были одна от другой далече разметаны, чтобы много разных вещей не стеснять в кучу и тем бы не отяготить понятие слушателей, чтобы не представить, что слушателям невероятно, смешно и подло показаться могло, чтобы истолкование не весьма просто и низко было и несвязными речьми и весьма много раз повторенными теми же сло­вами не скучно казалось».

Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что

во

главе школы должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обя­заны помогать учителям, «осматривать прилежание учеников и учите­лей», следить за осуществлением учебного процесса, постоянно посе­щать классы, общежитие. Руководителям школ следовало уважи­тельно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого отноше­ния. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу и единение» в коллективе, которые способствовали получе­нию хороших результатов в процессе обучения и воспитания.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15