Содержание логопедических занятий
В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить свободно. Речь «нараспев» не используется, как правило, на занятиях, но от нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.
Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова :
Пили пила,
Пили живей,
Мы домик строим
Для зверей -
дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.
Однако наша устная речь разнометрична, т.е. мы в речи пользуемся разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на разнометричную, т.е. обычную речь.
Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности :
пение;
пение с движениями;
ритмизованная речь ( стихи, затем проза) в сопровождении движений;
ритмизованная речь ( стихи, проза) без движений;
опора на гласные звуки;
разнометричная речь.
Мы уже отмечали выше, что в зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций.
Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть собой, свободной речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности.
На эмоциональное состояние человека может серьезно влиять окружающая обстановка, люди и характер его деятельности. Влияние перечисленных факторов на эмоциональное состояние заикающегося отражается на качестве речи.
Ребенок, например, обычно спокойнее и увереннее чувствует себя в домашней обстановке, иногда в привычных условиях детского сада, у родственников. Здесь и речь у него лучше. А вот в незнакомой обстановке он смущается, чувствует себя неуверенно, настороженно, при этом он особенно остро ощущает свою неполноценность и речь его становится значительно хуже.
Точно так же и с окружающими людьми. Близкие, деликатные, доброжелательные люди действуют успокаивающе, ободряюще. Он их не стесняется, чувствует себя с ними легко, уверенно, но обособленно, и речь значительно лучше, чем с теми, кого он боится, не знает, стесняется.
Поэтому-то на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия.
В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так: