Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение.
Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма. [30, с.186]
Чтобы подойти к раскрытию сущности нравственного поведения, определим понятия воспитания, нравственности и поведения отдельно.
Под воспитанием в педагогике обычно понимается специально организуемое педагогическое воздействие на учащихся в целях формирования у них положительных черт и качеств.
И. Ф. Харламов считает, что подобное определение сущности воспитания можно было бы считать достаточно верным, если бы развитие и формирование личности целиком зависело от внешних воздействий. Ведь за многочисленными формами воспитательной работы чаще всего остаются нераскрытыми психолого-педагогические механизмы ее морального воздействия, не показывается, как они влияют на процесс нравственного развития. [32, с.22]
По мнению И. Ф. Харламова, под воспитанием следует понимать такой процесс педагогического воздействия на учащихся, который вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и возбуждает активное стремление к собственному развитию и формированию положительных личностных черт и качеств. [32, с.24]
Однако даже такое понимание процесса воспитания не дает представления о характере этого воздействия в системе нравственного воспитания: необходимо выяснить, в чем проявляется нравственность человека вообще.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». В этике эти понятия различаются. Под моралью в этом смысле понимается система норм, правил, требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности; нравственность же трактуется как совокупность этих норм, правил и требований. Формирование нравственности педагогика связывает не только со знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением. [33, с.380]
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. [33, с.383]
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. [32, с.25] Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. [35, с.5]
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. [35, с.8]
Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.