Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся.
Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес.
Интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика.
1. Ю.К. Бабанский. Педагогика, М. «Просвещение»
1988 г., с.с. 351-352
Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.
Например, в процессе изучения темы «Обработка комбинированного воротника» ученикам по окончании урока был предложен тест, который они должны были выполнить в течение 10 минут.
1. А.В. Петровский Общая психология, М. «Просвещение»
1986, с. 211
Примерное тестовое задание
№ п/п |
Вопросы |
Ответы и уровень усвоения материала | |
1 |
Назовите срезы детали изделия – полочки. |
Боковой срез, плечевой срез, срез борта, срез проймы, срез низа, низ горловины |
2 |
2 |
Назовите срезы детали изделия – воротника |
Срез отлета, срез конца воротника, средний срез, срез стойки. |
2 |
3 |
Назовите срезы детали изделия – подборта. |
Срез внутренний, срез борта, срез низа, срез горловины, срез плечевой. |
2 |
4 |
Определите для каждой операции обработки воротника соответствующие параметры (ширину шва): 1. Соединение частей нижнего воротника; 2. Обтачивание воротника; 3. Выметывание канта; 4. Высекание прокладки из шва обтачивания воротника. а. 0,7; б. 1,0; в. 0,1; г. 0,2. |
1-б 2-а 3-г 4-в |
2 |