Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся.
К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.
Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.
Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ребят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов в ученической бригаде, приемом изучения рационализаторской деятельности рабочих во время экскурсий на предприятия.