Организация радиопередач в школе как внеклассная работа
Как известно, одним из самых трудных и занимательных средств, с помощью которых можно обучать аудированию, является прослушивание радиопередач. Далее приводится пример того, как школьники под руководством учителя (в рамках внеклассной работы) могут организовать выпуск радиопередач для своей школы.
С помощью радиопередач на изучаемом языке можно не только сообщить учащимся сведения, имеющие большое общеобразовательное и воспитательное значение, но и обеспечить прочное овладение языковым материалом, расширение потенциального лексического запаса, развитие языковой догадки, стимулировать речевую активность учащихся и их интерес к овладению предметом. Слушая радиопередачи, школьники знакомятся с образцовой выразительной речью дикторов, учатся понимать на слух иностранную речь в естественном темпе, сопровождаемую музыкой, различными шумовыми эффектами: звуками колес движущегося транспорта, шорохом листьев, журчанием ручья, пением птиц и т. д. Развитию навыков аудирования способствует дикторское чтение текста мужским и женским голосами разного тембра. В группу, ответственную за подготовку радиопередач на изучаемом языке, входят 5—10 учащихся старших классов, обладающих правильным произношением и хорошей дикцией. Каждому из них поручен свой раздел передачи, а именно: «Международные события», «Жизнь школы», «Знаменательные даты и праздники», «Выдающиеся люди», «Страна изучаемого языка», «Музыка и песни», «Поэзия», «Занимательная информация» и т. д. У каждой передачи должны быть двое ведущих, юноша и девушка с приятным тембром голоса. Отвечает за качество записи программ и их монтаж оператор, работающий с техническими средствами. Тексты передач и их сценарий составляет режиссер совместно с учителем иностранного языка. В составлении программ радиопередач могут быть частично использованы имеющиеся в школе учебные грампластинки, выпущенные к действующим учебникам иностранного языка, материалы из фонотеки и др.
После того как сценарий радиопередачи составлен и одобрен, начинается его отработка и запись на магнитную ленту. Все записи радиопередач вместе с текстами сценария регистрируются в специальном журнале и хранятся в фонотеке. Их можно использовать повторно на уроках иностранного языка, занятиях кружков или во время проведения школьных вечеров, митингов, фестивалей и т. д.
Радиопередачи на изучаемом языке носят целенаправленный характер, Их готовят в помощь изучающим иностранный язык в условиях группы продленного дня, для организации внеклассной работы по иностранному языку и т. д В содержание радиопередач с учебной целью включают выразительное чтение отрывков м текстов для домашнего чтения, диалоги по прочитанному, тексты, которые могут служить образцами для подготовки монологических сообщений по изучаемым учебным темам. Наряду с этим в передачах сообщаются дополнительные сведения к материалам урока. Так, например, изучение темы «Парижская коммуна» и чтение соответствующих текстов учебника дополняет радиопередача о героях Парижской коммуны, ее поэтеX, певцах и художниках. В передаче используются стихи и песни о Коммуне, чтение доступных для понимания отрывков из произведений французских писателей. Некоторые фрагменты радиопередач рекомендуется прослуши-1ать на уроке в том случае, если на их основе можно организовать обсуждение темы, научить учащихся высказывать свое мнение на изучаемом языке, подготовить с их помощью аналогичные монологические высказывания.
Подготовка радиопередач, предназначенных в помощь учащимся, выполняющим домашнее задание, процесс трудоемкий, требующий больших затрат времени. В связи с этим их рекомендуется посвящать наиболее важным программным темам, по которым необходимо сообщение дополнительного актуального материала.