Требования реформы к профессионализму труда педагогов

Если иметь в виду, что фактором успешности функционирова­ния каждой последующей педагогической системы является качест­во работы предыдущей, то объектом комплексного исследования должен стать весь «педагогический маршрут» продвижения учаще­гося к общественному производству, например от детского сада, начальной, средней, профессионально-технической, высшей школы до общественного производства. В «маршруте» срабатывает такое количество факторов, что их выявление, систематизация, установ­ление закономерных тенденций без использования современной вычислительной техники невозможно.

Но и на уровне отдельной педагогической системы (средняя школа или профтехучилище) тоже «срабатывает» огромное коли­чество факторов, учесть которые очень трудно. Дело в том,

что

педагогический процесс в современных учебно-воспитательных уч­реждениях является одновременно коллективным, групповым и ин­дивидуальным. Уровень способностей и мастерства руководителя является фактором, содействующим или препятствующим резуль­тативной деятельности преподавателя. В свою очередь, уровень способностей и мастерства преподавателя оказывает влияние на успешность деятельности учащихся. Конечно, внимание, прилежа­ние, трудолюбие, способности самого учащегося, с одной стороны, и ценностные ориентации учебной группы, в которой он учится, с другой стороны, также оказывают влияние на коллективные, групповые и индивидуальные результаты.

Учитывая, что способности есть субъективная форма отраже­ния и созидания объективной реальности, мы вынуждены были об­ратиться к моделированию педагогических систем, задающих свои требования руководителям, педагогам и учащимся.

Под педагогическими системами (ПС) мы понимаем взаимо­связь структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования, обучения подрастающих поколе­ний и взрослых людей.

Взаимосвязь следующих пяти структурных компонентов харак­теризует факт наличия педагогической системы. К ним относятся:

1. Цели, воспитательные или образовательные, данной ПС, во имя достижения которых она создается (к каким видам дея­тельности, за какой период времени и кого она должна подгото­вить) .

2. Учебная информация, ради усвоения которой создается си­стема (какие отрасли науки, техники, искусства, спорта, и в каких объемах в ней будут представлены).

3. Средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы реализации искомой цели).

4. Учащиеся (уровень их предшествующей подготовки, пол, воз­раст, контингент, ролевые функции в обществе и общественном производстве, которыми они должны овладеть за время пребыва­ния в ПС).

Педагоги (носители целей ПС, учебной информации, средств педагогической коммуникации, знаний психологии учащихся), призванные за отведенное на их учебный предмет время и за все вре­мя пребывания учащихся (цикл обучения, воспитания) реализо­вать цели ПС.

Функциональные компоненты характеризуют связи структурных компонентов в динамике, подчиненной достижению педагогической системой искомых результатов в виде формирования личности учащегося как субъекта познания, общения и труда, способного к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Функциональных компонентов тоже пять. К ним относятся гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Гностический компонент ПС включает функции: а) изучения современного состояния в обществе (стране и мире) тех отраслей науки, техники, искусства, которые представлены в данной ПС, чтобы оставаться на уровне мировых достижений в информацион­ном обеспечении ПС; б) изучения современного состояния техноло­гии организации учебно-воспитательного процесса, чтобы не от­ставать в коммуникационном обеспечении ПС; в) изучения совре­менного состояния психологии участников учебно-воспитательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся), чтобы не отста­вать в мотивационном обеспечении ПС.

Перейти на страницу: 1 2 3 4