Требования реформы к профессионализму труда педагогов

Проектировочный компонент ПС включает функции: а) перспек­тивного планирования и информационного обеспечения учебно-вос­питательного процесса на весь цикл реализации целей ПС (от за­числения до выпуска учащихся); б) планирования коммуникаци­онного обеспечения ПС, то есть того, как должны изменяться сред­ства, формы, методы педагогического воздействия от вхождения учащихся в данную ПС до выхода из нее; в) перспективного пла­нирования психологического обеспечения ПС в виде основных со­бытий, праздников, традиций, подъемов и разрядок, которые со­здают эмоциональный ритм, ток, обеспечивающий достижение искомых результатов.

Конструктивный компонент включает функции: а) информаци­онного обеспечения отдельного педагогического мероприятия, должного произойти в четко обозначенный отрезок времени (урок, сбор, игра, консультация, практикум, собрание и т. д.); б) комму­никационного обеспечения (с помощью каких средств, формы, ме­тодов его провести); в) психологического обеспечения — как полу­чить искомый психологический эффект.

Коммуникативный компонент включает функции: а) структури­рования групп и коллективов для включения их в учебно-воспитательный процесс; б) регламентации взаимоотношений между педа­гогами и учащимися; в) установления норм поведения в данной ПС. Организаторский компонент включает функции: а) организация деятельности и поведения педагогов как главных носителей традиций и требований ПС на весь период ее функционирования;

б) организация учебно-познавательной, трудовой и коммуникатив­ной деятельности учащихся; в) обучение самоорганизации, саморегуляции, самоконтролю учащихся.

Названные структурные и функциональные компоненты свойст­венны как любой ПС в целом (школа, профтехучилище, вуз), так и их подсистемам (класс, курс, группа или учебный предмет, лек­ция, урок), предъявляющим свои требования всем тем, кто в них вступает. Каждый отдельный педагог, вступающий в роли про­фессионала в ПС, должен понять, принять и реализовать требова­ния ПС наилучшим образом, то есть за отведенное на учебно-вос­питательный процесс время, в условиях системы профессиональных требований к нему и учащимся у всех или подавляющего большин­ства учащихся сформировать искомые качества, позволяющие им успешно входить в новые ПС или общественное производство.

В соответствии с главными идеями реформы и последними до­кументами партии по вопросам идеологической работы может быть выделен базовый критерий оценки результативности системы на­родного образования, а именно сформированность в личности вы­пускников как общеобразовательных, так и профессионально-тех­нических школ таких качеств, которые позволяли бы им легко включаться в общественное производство. В базовый критерий, как это следует из всех партийных документов, входят и показате­ли, характеризующие идейно-политическую и общественную зре­лость выпускников, их нравственную устойчивость и профессио­нальную компетентность.

Этот базовый для всей системы народного образования крите­рий сформулирован по признакам, которым должен отвечать ко­нечный педагогический результат, то есть по показателям вхожде­ния выпускников в общественное производство. Он предполагает достаточно высокий уровень сформированности качеств, обеспе­чивающих повышение производительности труда, изобретательства и творчества в условиях общественного производства. Только оп­тимизация системы народного образования в соответствии с дан­ным критерием может оправдать материальные затраты, вклады­ваемые государством в реформу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4