Приложение.

Роль искусства в воспитании подрастающего поколения (для родителей).

«Прекрасное пробуждает доброе».

Шла по телевиденью беседа для родителей о том, как воспитывать в детях чувство долга. Вела беседу заведующая учебной частью одной из Московских школ.

И в качестве примера нарушения долга рассказала, что на объявленный классный час несколько ребят не явились, т.к. пошли в музыкальную школу. Завуч возмущалась: «Мы обязаны воспитывать в них чувство долга, а без музыки-то они проживут»!

Странные эти слова – «Без музыки проживут». Убогая, но далеко идущая мысль заложена в них.

Что значит проживут без искусства? Проживут без музыки – значит, проживут без литературы, без живописи, без театра – словом проживут без искусства. А ведь искусство - это часть духовной культуры человека, причём не просто «возможная» или даже желательная, но обязательная часть. И дискуссию развернувшегося на страницах журнала «Ровесник» «Нужен ли инженеру Чайковский»? Следовало бы по справедливости назвать иначе: «Должен ли инженер быть культурным человеком»? Известно, что первым породив утверждения, будто никому в наш век науки и техники не нужны ни Бах, ни Блок, что искусство стало сейчас лишь досугом, развлечением, а не жизнью, решительно - выступили сами же учёные, инженеры, техники.

Они пишут: «Чайковский наш соавтор! Техническое и научное творчество требует от специалиста всестороннего культурного развития, а музыка, литература, живопись оплодотворяют творческий процесс учёного». Как хорошо эти слова отражают дух нашего времени, который мы всё чаще называем не «Веком науки и техники», а гораздо шире – «веком культуры».

Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека, на всю его психику. Человеку свойственно воспринимать мир, самые жизненные различные явления сквозь эстетическую призму, что, несомненно, связано с потребностью эстетической оценки действительности в целом, а не только искусство. Эстетическая оценка любого жизненного явления, любого человеческого поступка и человека в целом, не говоря уже об искусстве, всегда оказывается одновременно оценкой этической.

Именно такое понимание органической связи эстетики с этикой нашло яркое выражение в словах Чернышевского: «Прекрасное» по своему содержанию, тождественно с добрым». Вот почему можно говорить, что эстетическое воспитание помогает выработке в человеке высоких морально – эстетических качеств, а не только хорошего музыкального вкуса, что оно имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни, а не только к области искусства. Мир прекрасного пронизывает всю природу. Скучны и духовно бедные люди, не способные это ощутить. Мир прекрасного теснейшим образом связан едва ли не со всеми областями деятельности человека с самых его ранних детских лет. И если первоклассник поймёт и почувствует, что клякса в тетрадке – это не только плохо, но и прекрасно, он в дальнейшем в любой своей работе будет стремится к красоте. А это очень важно: ведь красиво всё совершенное, всё целесообразное, всё гармонично сконструированное, всё хорошо сделанное. В системе эстетического воспитания, да и во всей нашей жизни, музыка по сравнению с литературой находится, можно сказать на положении падчерицы.

Перейти на страницу: 1 2 3