Практика школьного воспитания
В Англии школьные советы решают основные вопросы на своих регулярных заседаниях (ежемесячно или еженедельно). Внеочередное заседание может состояться по просьбе нескольких членов совета. Ученики участвуют в составлении плана работы. Решения совета обязательны для учебного заведения.
В Германии школьные советы именуются конференциями. На конференции делегируют своих представителей классные ученические советы. Школьники-делегаты вправе высказываться относительно планирования учебных занятий, содержания и организации внеклассной воспитательной работы (вечера отдыха, экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии).
Во Франции школьные советы формируются по модели "команды". Ученики и преподаватели каждого класса объединяются в команду, члены которой работают по собственному плану внеучебных занятий, регулярно встречаются с дирекцией для обсуждения насущных дел. Представители команд проводят общешкольные ассамблеи, на одной из которых избирается совет школы. В совет входят ученики, преподаватели, представители администрации, родители. Совет выносит рекомендации о повседневной жизни учебного заведения.
В России школьные советы создаются в средних учебных заведениях. Помимо проблем школьного обучения они занимаются социальными проблемами учащихся и преподавателей
В школьном воспитании происходят важные перемены, отражающие как в зеркале политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно возросли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация "Педагоги за мир", которая координирует осуществление международной программы: обмен делегациями учащихся, создание международных детских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, общечеловеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и телемосты, на которых школьники обсуждают разные проблемы: музыки, спорта, досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация "Педагоги за мир" организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности. На одной такой неделе мира в Реймсе (Франция) преподаватель М.Левер заявил: "Мы хотим, чтобы дети играли в мир, а не войну". В школах ряда стран первые занятия в новом учебном году начинаются "уроками мира".
В мировой школе осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание учащихся. Среди таких проектов - создание учреждений "международного бакалореата". Президент проекта Р.Пиль считает, что предназначение подобных учреждений состоит в том, чтобы, опираясь на национальные культуру и самосознание, приобщать учащихся разных стран к культуре других народов. Помимо ориентации на высокие образовательные стандарты школа "международного бакалореата" осуществляет воспитание в духе гражданской ответственности и международного взаимопонимания.
Педагоги отдельных стран предпринимают конструктивные шаги для утверждения общечеловеческих ориентиров в школьном воспитании.
В Германии, бывшей когда-то очагом расистского воспитания, заметна деятельность педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна (директор Ю.Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны находились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам фашизма и одновременно получают уроки Демократического интернационального воспитания.
В школах Запада канули в лету порожденные идеологической конфронтацией подозрительность и враждебность в отношении России. "Русские дружелюбны и щедры", - говорят школьники Запада после общения со сверстниками из РОССИИ. Визиты российских школьников используются для того, чтобы усилить мотивацию для положительного отношения к России. Российских школьников, посетивших Америку, приветствовал президент Р.Рейган.
Особый вклад в воспитание дружеских чувств к России вносят учителя русского языка в школах Запада. В США и Франции, например, они регулярно устраивают общенациональные олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Масштабы преподавания русского языка, впрочем, невелики. В США его ежегодно изучают около 10 тыс. школьников, во Франции - около 25 тыс. Западные педагоги считают, что этого явно недостаточно. Как утверждает активист ассоциации "Педагоги за мир" Л.Волине, расширение преподавания русского языка в США послужит интересам демократического воспитания.