Практика школьного воспитания
О положительных переменах в политическом мировоззрении подростков Запада свидетельствует множество фактов. Например, в 1987 году в одной американской школе разыгрывали спектакль "Встреча в верхах", на которой американский и российский "президенты" заключали мирное соглашение. Многочисленные письма школьников Запада русским сверстникам говорят о доброжелательности, желании жить в мире и согласии.
В России исчез образ враждебного Запада. Расширяются дружеские контакты российских школьников со сверстниками из других ведущих стран мира. Ряд школ Москвы, Петербурга, Владимира и других городов стали побратимами учебных заведений США, Англии, Германии, Франции.
Российские педагоги осуществляют ряд международных проектов, способствующих интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Так, фондом "Культурная инициатива" в Москве был открыт мужской лицей имени Рублева, где углубленно изучается история и культура древней Руси. Лицей - международный, в нем учатся российские и зарубежные школьники.
Заметно усилилась миротворческая, интернационалистская направленность воспитания в школе Японии.
Пробивает дорогу в мировой школе практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.
В США накоплен известный опыт поликультурного воспитания в школах с двуязычной программой. Школы - частные. Учащиеся обучаются на английском языке и языке той этнической группы, к которой принадлежат (испанский, итальянский, русский и т.д.). В таких школах могут быть классы с преподаванием народном языке и усиленной наглядностью на "простом" английском, а также смешанные классы, где ученики не испытывают трудностей с английским языком. Все эти классы делятся на разные уровни в зависимости от глубины и объема изучаемого материала.
В Западной Европе воспитание представителей национальных и этнических меньшинств ставит целью, прежде всего, их интеграцию в культуру доминирующей нации ("классы французской культуры" в начальной школе Франции). Собственно поликультурным воспитанием официальные власти фактически не занимаются. Его задачи берут на себя частные учебные заведения. Такие школы для иностранцев и национальных меньшинств, например, создаются в Германии.
В Японии в начальных и младших средних школах насчитывается около 80 тыс. детей-иностранцев. Социологические опросы показывают, что ученики-иностранцы вполне довольны своими учителями. Но они часто жаловались, что им трудно столковаться с японскими сверстниками. По их словам, на них постоянно "таращатся", тыкают пальцем, смеются. Со своей стороны японские школьники говорили, что многое в иностранцах непривычно: "слишком отчетливы в суждениях", "слишком инициативны". Иностранцев осуждали за отказ от общения, привередливость в еде и пр. Учителя расценивали пребывание иностранцев в школе как важную мотивацию к изучению других культур и языков, как опыт общения с представителями иных этнических групп. Среди родителей-иностранцев мнения разделились. Выходцы из Азии не имели претензий к организации школьного воспитания. Американцев и европейцев не устраивал прежде всего общинно-групповой стиль жизни в японской школе.
В последние годы заметны успехи поликультурного воспитания в России. При этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском языке и преподаванием родного языка как одного из предметов. В результате несколько поколений нерусских народов получали воспитание вне родного языка и национальной культуры, на базе русского языка и редуцированной русской культуры.
В 90-х годах произошли важные изменения: в нерусских школах как обязательный компонент программы было введено изучение национального языка, истории и культуры. Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках и образованиях, но и в местах их компактного проживания в других регионах. Например, в Москве насчитывается около тридцати национальных школ (татарские, еврейские, чувашские и пр.).
Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993-1994 учебном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополнительно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языка и культуры.