ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Традиционная школьная общеобразовательная методика не включает знакомство младших школьников с православной архитектурой Санкт-Петербурга. Однако, в ходе обучения изобразительному искусству, дети знакомятся с некоторыми понятиями архитектуры. В 1 классе учащиеся получают общее представление об архитектурных сооружениях, в основном, о домах. Во 2 классе они проходят тему «Конструктивизм». В 3 - знакомятся с понятием перспективы, точки схода и др.
При разработке методики исследования были определены его цель, гипотеза, задачи, методы и приемы.
Педагогический эксперимент проводился во 2 классе (по программе /1-3/) 44 средней школы Приморского района и во 2 классе (по программе /1-3/) 557 средней школы Невского района Санкт-Петербурга.
Данное исследование построено на изучении и последующем внесении в воспитательную работу с детьми младшего школьного возраста образцов русской православной архитектуры Санкт-Петербурга.
Изучение православной архитектуры вполне может рассматривается в системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования гармонически развитой личности. Раскрывая содержание эстетического - прекрасным может быть только то, что имеет истинную человеческую ценность, - мы тем самым превращаем в личное достояние то, что заложено в произведении искусства. У младшего школьника необходимо пробуждать понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна человеку так же, как хлеб и воздух.
От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во многом зависит успешное решение проблемы формирования нового человека.
Изучение православных памятников Санкт-Петербурга должно ставить своими задачами:
*
формирование качеств эстетически развитой творческой личности;
*
способствовать наследованию и приумножению духовных и материальных богатств русской культуры через развитие исторической памяти, творческих и познавательных способностей и задатков ребенка;
*
формирование умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве и действительности;
*
воспитание бережного отношения к традициям и наследию, как русского православного зодчества, так и всей русской культуры;
*
побуждение стремления к самостоятельному изучению православных памятников нашего города.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные условия для нравственно-эстетического воспитания младших школьников на образцах православного зодчества нашего города и знания по данной теме.
Изучение уровня знаний детей о Православии, архитектуре, о храмах и церквях Петербурга явилось
предметом настоящего исследования.
Основным
методом исследовательской работы был педагогический эксперимент. Кроме того были использованы другие методы:
*
изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, искусствоведению;
*
изучение и анализ научно - методической литературы;
*
наблюдение за детьми;
*
анкетирование;
*
анализ рисунков детей по теме «Русское православное зодчество»;
*
просмотр иллюстраций и фотографий православных памятников Петербурга.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств ознакомления младших школьников с православной архитектурой Петербурга, а также результаты подготовительного этапа позволили сформулировать
гипотезу исследования, основные положения которой выражены в следующем: эстетическое восприятие городской православной архитектуры позволит сформировать у детей гуманистическое отношение к памятникам русского Православия, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому и духовному развитию и становлению ребенка.
Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие
задачи исследования:
1.
выявить уровень знаний младших школьников о Православии, особенностях православной архитектуры, о храмах, соборах и церквях нашего города и истории их возникновения;
2.
определить особенности восприятия детьми православного зодчества;
3.
раскрыть наиболее эффективные методы и приемы ознакомления детей с данной темой;
4.
проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов, первый из которых был подготовительным.