Педагогические основы воспитания культуры умственного труда

Кроме того, данный тест позволяет выявить умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

Учащимся предлагаются 5 заданий, время выполнение которых – 3 минуты. В каждом из этих заданий – слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Нужно найти и подчеркнуть это слово. Если учащийся выполняет менее 3-х заданий, то это свидетельствует о том, что у них не сформирована такая мыслительная операция, как классификация.

Задания:

1)

приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;

2)

треугольник, отрезок, длинна, квадрат, круг;

3)

дождь, снег, осадки, иней, град;

4)

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;

5)

запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

Проведённое нами тестирование дало следующие результаты.

Все пять заданий первого теста выполнили 5 учащихся, четыре задания – 6 учащихся, 3 задания – 8 учащихся, 3 задания – один учащийся; 3 ученика не выполнили ни одного задания.

Таким образом у четверых учащихся данного класса несформировано умение выделять существенное или же степень сформированности этой мыслительной операции неудовлетворительна.

При обработке результатов теста на выявление умения обобщать выяснилось, что 7 учеников класса имеют неудовлетворительную степень мыслительной операции.

По результатам третьего теста оказалось, что такая мыслительная операция, как классификация, не сформирована у 5 учеников класса.

При сопоставлении результатов тестирования со степенью успеваемости учащихся выяснилось, что у всех учеников слабой группы (а так же у отдельных учеников средней группы) степень сформированности мыслительных процессов является неудовлетворительной.

С целью развития логического мышления, формирования мыслительных процессов мы провели среди учащихся слабой группы серию специально организованных индивидуальных занятий, на которых детям предлагалось коррекционные упражнения. На этих занятиях решались следующие задачи: формирование умения классифицировать, обобщать, выделять учебную задачу, делать простейшие умозаключения.

Формирование данных умений происходит путём выполнения действий на основе предложенного материала.

В ходе осуществления коррекционных упражнений особое внимание мы уделяем двум следующим аспектам:

1)

Преобразование условий задачи с целью обнаружения разнообразных отношений изучаемого объекта.

2)

Моделированию выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме.

В качестве материала для проведения коррекционных упражнений мы использовали три пересекающихся класса геометрических фигур, составленные по трём признакам: цвету, форме и размеру (методика поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальпернина).

Действие организуется последовательно в предметном, графическом и вербальном планах.

Первый план. Формирование условно-динамической позиции.

Для этого мы выкладываем все геометрические фигуры. В экспериментальную ситуацию вводились условные лица (куклы).

Далее нами давалось задание: распределить между куклами фигуры так, чтобы каждой из них принадлежал какой нибудь признак. В данной ситуации ребёнок последовательно занимает позиции каждого условного лица, и, уже исходя из новой позиции, определяет, кому принадлежат выбранные фигуры. Дальше игра продолжается: куклы должны построить дом, а для того, чтобы взять нужный кирпич, необходимо найти его хозяина и спросить разрешение. Ребёнку задавали вопрос: «Если ты сейчас Миша, какие тебе нужны кирпичи? Чьи они?» И обратный вопрос: «Ты – Миша, какие кирпичи общие у Андрюши с Петей? У тебя с Петей? У тебя с Андрюшей?» Определение общих классов опосредуется их принадлежностью условным лицам.

На Втором этапе Графического действия были введены условные обозначения: «хозяева» изображались разноцветными кружками, классы принадлежащих им предметов обозначались символическими рисунками. В этой серии дети обучались определять целый класс фигур по его пересечениям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребёнок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требовалось определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребёнок приводил операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18