Из истории оформления тематических выставок
Нужно еще раз подчеркнуть, что эта крупнейшая выставка нашей страны постоянно служит ориентиром в приобщении к искусству показа. К тому же среди специалистов существует мнение, что новые важные особенности оформительского искусства периода середины 1950—1960-х годов раньше и ярче всего проявились на ВВЦ. Толчком к появлению новых оформительских принципов послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве. Выставочные павильоны стали строиться из металла и стекла. Замена толстых кирпичных стен более легкими конструкциями привела к отказу от глухих перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Теперь границы зон только слегка намечаются. Появилось важное качество — обозримость всего интерьера выставки.
Характерной чертой начала этого периода является выдвижение натурных экспонатов в качестве главных, определяющих весь образный строй выставки (иногда они заменялись предметными изображениями— макетами, диорамами, панно).
Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предметных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).
Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации зрительского внимания.
Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Художники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление выставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлетворить потребности многочисленных выставок, подготавливавшихся у нас в стране и за рубежом.
Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т.п.).
Во всех художественно-оформительских решениях просматривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содержанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматургические ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.
Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разнообразные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.
Послевоенные десятилетия (60-е и особенно 70-е годы) характеризуются необычайно большим количеством выставок, открывавшихся и в нашей стране, и за рубежом. Число их с каждым годом росло. Например, в 1979 году было организовано 25 крупных государственных экспозиций. В их числе национальные выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индонезии, две передвижные тематические выставки — «Советская женщина» и «Советский спорт».
За 10 лет (1970—1980 гг.) советские выставки за рубежом посмотрело более 250 миллионов человек.
Для 70-х годов характерно внедрение модульной системы выставочного оборудования для различного типа выставок, внедрение передовой технологии и изготовление этого оборудования на промышленной основе. Если в 60-е годы выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже функционировала в полную силу».
Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере определяли направленность образного решения. Появляется новый вид изобразительности, обогативший методы показа.