Из истории оформления тематических выставок
С точки зрения формирования принципа зрелищности, сопричастности с театром интересна открытая в 1923 году Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка с иностранным отделом. Это была самая крупная выставка тех лет. По свидетельству очевидцев, выставочный интерьер напоминал характерный рисунок театральных декораций того времени. Сходство отмечалось в общей структуре сооружения, в ярусах площадок, в стремительно взлетающих зигзагах лестниц, в подчеркнутом техницизме и других приемах характерных для театра.
На примере этой выставки можно говорить не только о совпадении путей поиска театральных и выставочных художников, но и о взаимодействии экспозиционного искусства и архитектуры. Создателями выставки было приложено немало усилий для того, чтобы найти стилистическое единство между внешним видом павильонов и композициями в интерьерах.
Даже в самой короткой беседе, затрагивая вопросы выставочной экспозиции, надо в той или иной мере коснуться вопросов архитектуры, поскольку в отдельные периоды ее влияние на выставочный комплекс было доминирующим, определяющим.
Примером архитектурного влияния на решение выставочного пространства следует считать стремление авторов вводить дополнительные конструкции. Эти конструкции, не являясь экспонатами, создавали дополнительные условия для размещения и осмотра выставки, содействовали созданию оригинальной планировки и направляли поток посетителей по максимально целесообразному маршруту передвижения. Конструкции, состоящие из металлических или деревянных стоек, имели порой весьма причудливые очертания.
Стремление к формированию пространства при помощи специальной жесткой структуры заметно в начале 30-х годов. Примеры подобных решений имели место в советских павильонах на больших зарубежных выставках в Дрездене («Гигиена») и Лейпциге («Пушнина»). Коллектив оформителей работал там под руководством художника Л. Лисицкого, метод которого и сейчас используют некоторые современные художники. Он уделял большое внимание не только оформлению экспонатов, но и созданию выставочной среды, которая «работала» бы на демонстрацию их лучших качеств. Создавая выставочные интерьеры, художник старался избегать строгой симметрии и прямоугольности.
Л. Лисицкий был первым главным художником ВСХВ.
Из числа выставок тех лет, на которых была применена жесткая структура экспозиции, можно назвать выставки «Ресурсы страны» (1931 г., была развернута в ЦПКиО в Москве), «Гиганты пятилетки» (1932 г., там же) и др. К системе экспозиционного ансамбля, сформировавшегося в конце 20-х — начале 30-х годов, художники вернулись во второй половине 50-х годов. Она питает воображение и многих современных художников, естественно, обновляясь художественными приемами, возникающими под влиянием общественно-политических и эстетических запросов общества.
В период середины 30-х — начала 50-х годов характерно обращение к старым мастерам, переосмысление в новых условиях заповедей классического искусства. Типичное для классики подчинение
монументально-декоративного и декоративного искусства архитектуре нашло отражение в произведениях советских зодчих того времени и определенным образом сказалось на понимании художественного образа выставочной экспозиции.
Экспонаты, которым раньше отводилась ведущая роль при создании выставки, теперь, в окружении подчеркнуто выпячиваемых архитектурных форм, стали терять свое определяющее значение. Архитектурная «оправа» нередко мешала раскрытию содержания выставки, созданию необходимого настроения.
Характерной чертой этого периода является увлечение диорамами. Изобразительная приближенность их к натуре, моделирование пространства «как в жизни», иллюзорность в деталях и т. д. содействовали глубокому, эмоциональному восприятию экспозиции. Однако обилие натуралистических изображений обедняло арсенал оформительских средств художника, лишало выставочную экспозицию острой занимательности и зрелищности, без чего она не могла быть для посетителя праздником, откровением.
Выдающимся событием в развитии выставочного искусства этого периода стало участие наших художников в оформлении советских павильонов на Международной выставке в Париже (1937 г.) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.).
Проблема взаимосвязи архитектуры и экспозиции решалась подчеркиванием ведущей роли первой при подчиненности второй.
Как антихудожественное явление отвергалось применение чертежных диаграмм, картограмм, схем, разного рода сложных элементов, рассчитанных на самостоятельные вычисления зрителей. Утверждался в качестве одного из главных принцип изобразительности и зрелищности.