Из истории оформления тематических выставок
Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью все оформление, устанавливались на отведенных для выставок местах. Возникла так называемая контейнерная экспозиция.
В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают обогащаться за счет активного использования других видов искусств: архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного искусства.
Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформления школьных выставок не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного искусства.
Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975 г.).
Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации — привлекла к себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта выставка была организована как своеобразная школа для просвещения работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для информирования о производственной и общественной жизни (тематические выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты, альбомы и т. п.). В равной степени эта выставка была полезна и работникам народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной школьной агитации, в том числе и выставок.
Представленные макеты выставок имели существенные отличия от ранее упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому назначению — в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако «камерные» размеры выставок не могут приниматься как повод для уменьшения требовательности к качеству художественного оформления.
Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок, это:
а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;
б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.
Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообразия формы щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.
Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искореженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагического дня в жизни нашей Родины — дня начала войны.