Методика организации тематических выставок в школе
Принимая участие в художественном оформлении книжных тематических выставок, учащиеся тем самым становятся помощниками педагогического коллектива, способствуют приобщению ребят к самостоятельной работе с учебником и любой другой книгой.
По содержанию книжные выставки делятся на:
1) выставки, посвященные актуальным проблемам современности;
2) выставки к памятным датам;
3) выставки о жизни и творчестве выдающихся людей;
4) выставки в помощь учебному процессу
5) жанровые выставки.
На практике, под руководством учителя учащиеся должны научиться для каждой новой экспозиции находить оригинальное оформительское решение, выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные ее элементы.
Хорошо налаженная выставочная работа в школе предоставляет дополнительные возможности для осуществления задач умственного, трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Этому помогут и экспозиции по различным учебным предметам, расширяющие круг знаний получаемых на уроках.
Активизируют умственную деятельность учащихся выставки, построенные по аналитическому принципу, в которых не просто содержатся сведения информационного характера, но учащимся предоставляется возможность самим получить дополнительные знания. Здесь могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и так далее.
Тема физической культуры и спорта дает широкие возможности для создания разнообразных вариантов образно-изобразительного решения. Многие дети любят спорт, оформление спортивных выставок доставляет им удовольствие; и зрителей среди школьников найдется предостаточно.
В каждой школе есть грамоты, дипломы, призы, завоеванные на спортивных соревнованиях. Дело чести участников оформительского кружка — создать для этих вещественных средств наглядной пропаганды максимально выразительные экспозиционные условия.
В эстетическом воспитании первейшее значение, конечно, имеет развертывание художественных выставок, но и тематические выставки оправдывают затрачиваемые на их создание усилия в этом плане, ибо работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей.
Работа над оформлением тематических выставок помогает учителю направить пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность, активное участие в жизни школы. Дети с удовольствием работают над школьной тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь. По примеру организации конкурсов лучших стенных газет в конце года целесообразно организовать смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для развития творчества детей, средством развития эстетического вкуса. Выставки и конкурсы повышают интерес к изобразительному искусству вообще.
Особую тему составляют экспозиции, подготавливаемые к различным праздникам. Праздник, отмечаемый в школе,— явление большого общественного, следовательно, воспитательного и познавательного значения. Включение тематических выставок в праздничное оформление открывает широкие возможности для воспитания учащихся. Членам оформительского кружка всегда полезно поработать и в жанре выставок праздничной тематики.
Все школьные выставки должны составлять единый комплекс и распределяться по школе с учетом их наибольшей уместности. В настоящее время сложилась довольно четкая «география» размещения выставок и отдельных стендов в соответствии с их тематикой.
Тематические стенды, помещаемые в вестибюле школы, рассказывают об общешкольных делах. Центральное место обычно рассчитано на то, чтобы постоянно информировать школьников среднего и старшего возраста о важнейших новостях учебной и общественной жизни.