Методика организации тематических выставок в школе
Расскажем об опыте организации наиболее удачных, с нашей точки зрения, школьных музеев различной тематики.
В подмосковном городе Краснознаменске, в лицее № 1, например, создан «Космический музей» , в котором проводят тематические беседы с младшими школьниками, собрания со старшими классами. Здесь представлены сотни экспонатов — фотографии, книги, письма, многие из которых привезены из различных военно-космических городов, расположившихся на территории России
Особенно много в школах создано и создается музеев боевой славы. Их экспонаты рассказывают о героических страницах борьбы советского народа против фашистской Германии. Среди них и материалы, обнаруженные школьниками во время походов по местам былых сражений.
Создаваемые при активном участии ребят экспозиции учат мужеству, идейной стойкости, любви к Родине и готовности защищать ее от любых посягательств врагов мира. Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Ребята ведут с ветеранами переписку, приглашают их к себе в гости, у стендов нередко происходят встречи с участниками героических событий. Все это оставляет глубокий след в детских сердцах.
За свою многолетнюю, кропотливую, настойчивую работу по изучению истории Великой Отечественной войны юные исследователи-следопыты снискали уважение, признательность и ветеранов войны, и тех, кому не пришлось быть свидетелями незабываемых событий.
В качестве примера можно назвать музей боевой славы московской школы № 357. Он рассказывает о двух дивизиях, сражавшихся под Москвой в 1941 году,— 78-й сибирской стрелковой (впоследствии 9-й гвардейской) и 166-й стрелковой.
При обычных возможностях в школе неплохо решили задачу оформления экспозиции (приложение 1) . Работу по оформлению музея вели сами ребята под руководством учителя изобразительного искусства.
Вся экспозиция развернута в помещении обычного школьного класса. Центральная стена (напротив входа) сразу обращает на себя внимание. Ее оформление задумано как лейтмотив ко всей выставке. Фотомонтаж, содержащий графическое изображение некоторых важнейших этапов Великой Отечественной войны, на красном фоне, с цветной электрической подсветкой сразу производит соответствующее эмоциональное впечатление,
с большой силой дает почувствовать, о каких тяжелых и героических событиях из жизни советского народа пойдет рассказ.
На противоположной стене расположен стенд, посвященный боевому пути 166-й стрелковой дивизии. Весь стенд разделен на 6 планшетов. На одном из них помещена карта основных боевых действий дивизии в районе Вязьмы, на других — фотографии из газет того времени, фотопортреты воинов, воевавших в рядах дивизии, и др.
На последнем планшете этого стенда приведена фотокопия письма М. А. Шолохова от 16 января 1968 года, в котором говорится: «С гордостью и радостью свидетельствую о том, что части 166-й дивизии героически сражались с немецко-фашистскими полчищами в 1941 году на подступах к Москве.
Принимая на себя первые мощные удары врага, 166-я дивизия, как и другие соединения Западного фронта, летом и осенью 1941 года во многом способствовала зимнему разгрому немцев под Москвой. Это было ясно в то время и стало неоспоримо теперь».
Фоном для фотографий служат полосы терракотового (красно-оранжевого) цвета. Внизу стенда фигурный фриз имеет зеленоватую окраску.
Под стендом размещены застекленные витрины. Среди других экспонатов здесь можно видеть письма и открытки бывших бойцов 166-й дивизии, адресованные юным следопытам школы. Лежат экземпляры газеты «Боевой путь» за 1941 год, книга «Письма славы и бессмертия» Ф. М. Напалкова, бывшего начальника политотдела дивизии с дарственной надписью: