Составление эскизов художественного решения
Размещение в центре наиболее выразительного элемента композиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим закономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.
В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень изобразительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.
Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже не будут производить впечатления равнозначных. Композиционный центр по воле автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции. Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов, многовариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.
При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки материала нужно учитывать рекомендации о выделении главного путем размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней части также неравномерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону. В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно, по этой причине в основных формах наглядной агитации верхний пояс отводится одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее подходят, так как при этом снижается зрительское внимание.
Принцип равновесия применительно к решению оформительских задач имеет ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места экспонирования и др.) породившему ее содержанию.
Воспитанное композиционное чувство равновесия позволяет остро ощущать зависимость между размерами изображаемых объектов, их цветом и фактурой, находить между этими основополагающими средствами создания Размещение в центре наиболее выразительного элемента композиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим закономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.
В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.