Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении выставок
Во многом этому будет способствовать активизация эстетического краеведения среди школьников. В школьном краеведении заметное место начинает занимать изучение искусства. Это выражается в целенаправленном поиске и осмыслении разнообразного художественного материала — произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена трудовая и культурная жизнь той или иной области или края, быт людей, их революционные и боевые подвиги, историческое прошлое и т. д.
Таким образом, эстетическое краеведение дает возможность находить оригинальные художественные решения с учетом местных мотивов при создании выставочных экспозиций.
Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям — принцип, которым Дейнека заключает свой перечень правил композиции.
Композиционное, организующее значение вертикалей и горизонталей в некоторой степени знакомо учащимся из их рисовальной практики. Общеизвестен прием, когда при самых первых попытках изобразить пространственную форму (линейку, тетрадь и т. п.) рекомендуют опираться на вспомогательную горизонтальную прямую. Если прямоугольный предмет расположен под каким-то углом к рисующему, то начать следует в первую очередь с изображения угла, лежащего в основании этого предмета. Через этот угол мысленно проводят горизонтальную линию и запоминают размеры углов, образовавшихся между этой линией и ребрами предмета. Потом на бумаге рисуют эту воображаемую вспомогательную горизонтальную линию, возможно точнее передавая наклон к ней изображаемых ребер.
Использование горизонталей и вертикалей для определения угла наклона линии, уходящей в глубину пространства, свойственно не только начинающим. Нередко этим приемом пользуются и опытные рисовальщики.
Так как положение всякой точки по отношению к другой определяется двумя линиями — горизонтальной и вертикальной, то этими направлениями удобно пользоваться для поиска правильных пропорций.
Сведения о значении вертикалей и горизонталей, почерпнутые из практических упражнений по рисованию, в ходе выполнения упражнений по оформительскому искусству должны дополняться пониманием значения этих направлений как еще одного из композиционных средств, способствующих овладению вниманием зрителя.
Образность горизонталей, горизонтального направления заключается в способности вызывать ощущение покоя и тишины. Вертикальные же направления часто встречаются там, где требуется выражение торжественности, парадности, величия, приподнятости.
Композиционное значение вертикалей и горизонталей ощущается, например, в том случае, когда мы вкомпоновываем в ограниченный ими формат какой-то оформительский сюжет. Стороны прямоугольника — это не просто отвлеченные ограничители, они зрительно взаимодействуют с вписываемым в их конфигурацию изображением. Прямоугольные форматы разнообразны: вертикальные и горизонтальные стороны могут создавать как невыразительные, так и красивые, выразительные пропорции, в том числе «золотые».
В композиционных оформительских решениях горизонтали и вертикали встречаются довольно часто. Членение большой формы выставочного стенда на определенные зоны происходит обычно по горизонталям и вертикалям. Сама идея композиционной уравновешенности предполагает определенную сбалансированность, гармонию в использовании вертикальных и горизонтальных направлений с целью достижения наиболее выразительного оформительского решения.
Мы остановились на некоторых композиционных принципах, сформулированных А. А. Дейнекой, в которых он стремился вскрыть прежде всего закономерности, характерные для изобразительного искусства в целом. Как видим, они вполне могут служить методической базой и для обучения основам оформительского искусства.