Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении выставок

В специальной литературе можно найти еще несколько рекомендаций, касающихся композиционных поисков в области изобразительного творчества и сформулированных как принципы. Из последних материалов наиболее интересны статьи и выска­зывания академика Е. А. Кибрика.

Педагогу нужно возможно полнее ознакомиться с теорией, принципами, практическими советами, способными пополнить багаж знаний в области композиции. Глубокое понимание компо­зиционных законов, правил, приемов позволит ему методически верно направлять оформительскую деятельность учащихся, обеспечит усвоение ими не случайных рецептов, а той стройной системы принципов, которая приведет к правильному пониманию эстетических ценностей выставочной экспозиции.

После уяснения учащимися сущности теории композиции мож­но переходить к выработке умений применять ее принципы в оформительской практике. Объяснение следует совмещать с демонстрацией конкретных примеров. Приводимые ниже схемы расположения экспозиционных материалов на плоскости выста­вочного стенда помогут проиллюстрировать изложенные принци­пы. Ясность и простота этих схем существенно облегчат учащимся труд по составлению эскизов проектов художественного оформ­ления выставок.

Симметричная композиция ( примечание 4). Данное изображение полностью отвечает признакам, описанным в первом компози­ционном принципе. По величине, пятнам, характеру экспонатов соблюдено точное, равновеликое соотношение левой стороны и правой.

Асимметричная композиция (примечание 5). В этом эскизе нет зеркального равенства, отсутствует прямолинейный перенос форм относительно плоскости симметрии. Ощущение же целостности имеется, но оно возникает не в результате ориентации всех элементов на центральную вертикаль, а вследствие уравновеши­вающего чередования фотографий, заголовка, текста, цветной полосы.

Концентрическое расположение экспонатов (примечание 6 ). На стенде четко выражен центр композиции. Основная мысль подчеркивается одним центральным экспонатом и углубляется, конкретизируется расположенными вокруг него экспонатами. Ядром стенда может быть фотография, рисунок, цитата, символ и т. п.

Расположение экспонатов в шахматном порядке (примечание 7). Стенд расчерчивается на большие квадраты или прямоугольники (вспомните рассказанное о значении модуля для установления пропорциональных членении выставочных площадей). В выбран­ной ритмичной последовательности располагают изображения и тексты. Некоторые прямоугольники остаются свободными, они служат как бы площадкой для отдыха глаза перед переключением внимания на другой экспонат.

Расположение экспонатов рядами (примечание 8, 9). Такое распо­ложение позволяет максимально упорядочить последовательность обзора. Словно по строчкам просматриваются ряды иллюстраций. Иногда стенды расчленяют вертикальными полосами. Тогда промежутки между иллюстрациями могут быть также в виде рядов заполнены цветными вставками или текстами.

Фигурное расположение экспонатов ( примечание 10). За основу стенда берется условное изображение объекта, символизирующе­го главную идею. На его фоне помещают фотографии, рисунки, репродукции и т. д.

Композиционный замысел у учащихся должен созревать одновременно с выбором цветовых сочетаний на выставочном стенде. При работе над эскизами оформления большое значение имеет декоративно-живописное решение, основными элементами которого выступают цвет и декоративно-символические изобра­жения. Цвет оказывает определенное влияние на психическое состояние зрителя, он может управлять его вниманием, позволяет с большей остротой воспринять экспозицию, глубже проникнуть в атмосферу событий, которым посвящена выставка.

Расположение экспонатов вертикальными рядами

Цветовое решение стенда, как и любой другой оформительский прием, согласовывается с основным замыслом выставки, помо­гает раскрыть его. Общий цветовой тон выставки, других форм наглядной агитации должен быть достаточно напряжен­ным, привлекающим внимание. Он помогает эмоционально, в образной форме воспринять содержание наглядно-пропаган­дистского материала. Работа с цветом, как и все в работе юного оформителя, требует творческой выдумки и не может сводиться только к соблюдению общепринятых стандартов и приемов. На­копленный опыт следует творчески использовать с учетом школьных условий, темы конкретной выставки. Влияние цвета на чело­века многообразно. Одни цветовые оттенки способны создавать ощущение подав­ленности, угнетенности, дру­гие, наоборот,— ощущение бодрости, приподнятости, радости. Ощущение тяжести вызывают темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-синий и т. п. К легким цветам относится светлая гамма. Деление цветов на тя­желые и легкие, холодные и теплые возникло потому, что существует зависимость между цветом предметов и их физическими свойствами. Так называемые теплые цве­та свойственны для нагре­тых тел: оранжевый — цвет раскаленного металла, жел­тый и красный — горящего дерева и т. п. Холодные цвета — сине-зеленая гамма — это цвет воды, льда, снега.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7