Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10 классов
Чрезвычайно опасно курение, в том числе пассивное, для женского организма. Курящая девочка, став матерью, не сможет выносить и родить здорового ребенка. Дети курящих матерей рождаются с малым весом, недостаточным развитием нервной системы, со склонностью к заболеваниям бронхо-легочной системы, системы кровообращения. У них чаще отмечается низкая успеваемость, чем у детей, чьи родители не курят. Важно и то, что задержка возрастного развития не восстанавливается полностью в последующие годы
Курить или не курить – это совсем не личное дело. Курящий человек не имеет морального права считать себя культурным.
В отрывке из романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» показано, как силой воли можно заставить себя бросить курить.
Н.А. Островский «Как закалялась сталь»
Однажды вечером, когда у Анны собралось много молодого люда, электрик неожиданно избавился от одного старого нездорового наследства. Он, привыкший к табаку почти с детских лет, сказал жестко и бесповоротно:
- Я больше не курю!
Это произошло неожиданно. Кто-то завязал спор о том, что привычка сильнее человека, и как пример привел курение. Голоса разделились. Электрик не вмешивался в спор, но его втянула Таня, заставила говорить. Он сказал то, что думал:
- Человек управляет привычкой, а не наоборот. Иначе до чего же мы договоримся?!
Цветаев из угла крикнул:
- Слово со звоном. Это Корчагин любит. А вот если это форс по шапке, то что же получается? Сам-то он курит? Курит. Знает, что курение ни к чему? Знает. А вот бросить – гайка слаба.
… Наступило молчание. Резкость тона Цветаева неприятно подействовало на всех. Электрик ответил не сразу. Медленно вынул изо рта папироску, скомкал и негромко сказал:
- Я больше не курю… Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки
Вопросы и задания
1. Какие мысли вызывает у вас прочитанный текст?
2. Знаете ли вы людей, которые так же, как и Корчагин, волевым усилием расстались со своими вредными привычками?
3. Кто же управляет поведением человека: он сам или его привычка?
4. Как быстро формируются полезные и вредные привычки?
5. Поделитесь своим опытом отказа от вредных привычек или методиками, о которых вы узнали из книг или из других источников.
Пояснения к тексту
Возникновение вредной привычки нельзя прогнозировать. «знал бы где упасть – соломки бы подстелил» – учит русская народная пословица. Время, в течении которого формируется привычка курить, человек знать не может. Существует более десяти способов бросить курить. Но главное – нужно по-настоящему захотеть освободиться от вредной привычки, проявить волевое усилие.
Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний
Половое воспитание – наиболее сложная проблема педагогики – требует не только медицинской квалификации, но и высокой внутренней культуры педагога и особых методических приемов, поскольку она предполагает воздействие на самую сокровенную, интимную сферу жизни человека.
Составным элементом полового воспитания является противовенерическая пропаганда. Ее чрезвычайная важность объясняется в первую очередь тем, что в республике в 90-х гг. наблюдается эпидемический рост венерических болезней, которые способствуют распространению СПИДа. Нарушение целостности слизистых оболочек человеческого тела при венерических болезнях создает входные ворота для вируса иммунодефицита человека и значительно повышает риск заражения этой инфекцией при сексуальных контактах.
Основная нагрузка по притивовенерической пропаганде среди молодежи ложится на педагогов учебных заведений. Во-первых, врачи, которых традиционно приглашают читать лекции для молодежи, обычно не знают осведомленности аудитории по сути вопроса, не могут быстро определить нужную степень «откровенности» разговора, а главное – зачастую не обладают педагогическими способностями. Поэтому именно преподаватели должны начинать противовенерическую пропаганду среди младших школьников. Врачи должны дополнять и углублять знания подростков. Такая преемственность позволит активно формировать стереотип полового поведения молодежи.
Термин «венерические болезни», используемый в разговорной речи, медицинской и научной литературе для обозначения болезней, которые передаются главным образом при сексуальных контактах, стал узок для этой группы заболеваний. Их чаще называют болезнями, передаваемыми половым путем. А венерическими они были названы по имени Венеры – мифологической богини любви. Но ничего общего ни с любовью, ни с красотой они не имеют, а, скорее, связаны с отсутствием всяких представлений о любви и красоте.