Космическая педагогика К. Вентцеля
Вэнтцель был одновременно и прозорпиз!:^ и в достаточной степени наивным челоаеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в строне после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье «Религия и нравственносты»: йИстория последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного цсрсг&а и для достижения этой цели, подобно фанатикам регшгиозной веры. не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасиых праступлений, которые только загипнотизирован ны?»« людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками» ^Научный архив РАО, ф. 23, оп. }, ед. хр. М, л. ] ]2^.
И, вместе с тем, Вентцель зимой ^922 г. начал читать курс лекций по Релипчи Творческой Жизни в Воронежском университете. Разумеется, долго этого «безобразия» терпеть не могли. Последовали доносы и в партийном официозе «Воронежская ко.^муна» в начале февраля 1922 г. было опубликовано выступление «коммуниста-атеиста тов. Божко-Божинскси о» который говорил о том, что бентцель «находится в резком противоречии с революционной практикой. Само собой разумеется, — продолжал он, — мы не должны принять его теорию, а отбросить как негодную, вредную и реакционную утопию, не способную помочь организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир. Теория Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это убаюкивающие сказки для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с историей и безнадежно от нее отстают. Скажите, что это такое, как не бредни. Как не вера предков, которая давно должна быть сдана в архив. Поскольку Вентцель убежден в правильности и осуществимости своей теории и вместе с тем искренне желает свободы всему человечеству, мы ему лосозй^свели бы отправиться дня ее проповеди. на «на другой берег»/' в лагерь буржуазии».
Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не уехал за границу, а вернулся обратно в Москву/ где сумел переиздать несколько своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г. Вентг.ель прекратил все попытки открытых публикаций и целиком отдайся научной работе «в сгол».
Во второй половине 20-х и в ЗО-о годы в обстановке .все более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ — «Проблемы космического воспитания» (1925 г.), «Философия творческой воли» (1937 г.), «Лучи света на пути творчества» (1937 г.) и др., — в которых развивает теорию нового направления в воспитании — космическую педагогику.
Вентцель был убехзден, что поскольку человек представляет часть вселенной, космоса/ постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека е качестве члена Космоса/ как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу/ что должно осуществляться специальное космическое воспитание и должна существовать специальной отрасль антропологии — космическая педагогика в рамках которой проблема соспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфич ные цели и требует особых приемов и методоз для их достижения. Пс его мнению, новую культуру можно строить только на косу,ичэа<и^ базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной, поскольку космос/ по мнению педагога-философа, это целое, а человеческое общесгво — его часть. Вентцель трактовал космос кок целостное единство вселенской жизни. Составными частями космосе я&ляются человеческие индивиды. По его замыслу, высшей задачей космического воспитания является развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя как нераздельной части космоса/ поэтому цель космического воспитания состоит в том/ чтобы довести до осознания общность с?.оей жизни с жизнью космической, до понимания того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем космосом Эта субстанция развивается в определенном направлении, и творческая личность принимает участие в процессе развития космической жизни. Основой космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с эт»;м важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей личной жизни, с жизнью социума, с жизнью всего космоса. Реализация этой задачи означала бы сделать для ребенка возможным поставить себе в качестве важнейшей нравственной цели утверждение, расширение и углубление своей личности. Перед педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие в-возвышении космоса на все более и более высокой ступени развития.