Космическая педагогика К. Вентцеля
Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравственному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил
16
мысль о том, что с/щность нравственного воспитание должна сос< о?.ть не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны кик бы «произрос тать» изнутри каждого ребенка. Сходных &зглядое Ве-тцель проезживался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден/ что ни одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку, что религиозны?, убеждения могут и должны формироваться исключительно ни основе литого ог.ьто.
Идеи космизма сформировались и стали пог./лярны " ту э.юху, когда великие цивилизации Зопада и Востока во многом ис^ерпал^ себя и вступили в полосу кризиса, когда апокалипсис XX века разразился первой мировой войной, когда небывало обострил»,сь ^^.лссорые и национально колониальные противоречия, вылившиеся е золну социол^:ых рооолюгий и освободительных движений. Это было зрел.я, когда лучшие умы челове-чесгва поставили в повестку дня вопро-:ы о необходи.- хти синтеза многообразных форм культурной жизни, Т1юд^и«'-й различ.чъ»х народов и цивилизаций, о создании единого духоа"ого пространства, г со/лом человечестве как планетарном явлении, должном осозисео-ъ себя 4:
масштабе Космоса. Именно в этом направлении развив-т свей иде^ один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той зпох,-., -о^патель антропософии и всемирно известной вападорфской гюдагогмки Рудольф Штейнер. Вальдорфская педагогика, опироб^с-яся нс онтропосо-Ьию, провозгласила своей целью воспитание человека ': новой телео-юстыо, душевностью и духовностью. Она явило собой своеобра^ньж эзотерический вариант модели свободного воспитания. Вальдорфскоя педогсх-ик-о з ксчетгве своего глазного принципа провозгласила свободу, стремясь чр .аести ученн-ка, который сом и является главным источником для формирования ноли, содержания и способов образования, к сг.ободному самоопределению. Прл этом и ребенок, и его развитие, и педагогическое руководство эти/л процессом воспринимались в контексте многообразных конкретных метаморфоз (трансформаций) различных жизненных и духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал свои идс-я, двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.
Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.
А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: «Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким потоком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное»