Космическая педагогика К. Вентцеля

Последний есп.песк надежды что-то изменить в окружающей -эго общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публика­цией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию «Известий», в котором предлагает построить систему образования в духе идеи азто-омии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государ­ственных структур. Чрезвычайно ^актуальными» в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением «права свободной критики высших законодательных и правительствен­ных учреждений и лиц», не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности «безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступ­ников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, — утверждал он, — амнис^я всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время б местах заключений и ссылке» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить/ что после такого письма Вентцель остался на свободе.

Как крик души, кок попытка ответить на вопрос/ каким же образом » эреодолеть окружающий его ужас/ звучат слова Вентцеля/ записанные им в страшном ! 937 г.: «Человек/ обладающий Космическим Созна­нием/ необходимо будет нравственны/л Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому/ кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособлен­ность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу/ Человечеству и составляющим его людям/ а рассматривает себя как составляющего с н«1м одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» (Научный архив РАО, ф. 22^ оп. 1 д. 16, л. ^9].

Каким же утопичным может показаться это утверждение!

Однако продуктивность идей космического воспитания/ быть мо­жет/ неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание/ обогащаются/ находят все больше сторонников.

Вот/ например/ строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой «Идеи космизма в воспитании»: «Воспитание косми­ческого сознания человека является ныне/ в период обострения экологической/ термоядерной/ демографической/ производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным услови­ем выживаемости человечества/ требующим своего безотлагательно­го решения прежде всего в нашей стране» (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа/ руководителя ВНИК «Образование Беларуси» М. Гусаковского.»0н последовательно стремится синтезировать идеи «гуманистической педагогики» американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания «самореализующейся личности» немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова, которые по сути являются современными попытками модификации многих ключевых идей свобод­ного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и

18

развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусажовский >юстоивоет на необходимости воспитания человека, обладающего плонетсрным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющ&--»^ся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние челове­ка и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою '«самость?», самоопреде­литься и реализовать себя.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5