Состояние вопроса в практике работы начальной школы (по результатам констатирующего эксперимента).
4.
Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
3 А класс.
11 человек ответили, что идут сразу же (55%), 9 человек (45%), что продолжают заниматься своим делом. Данный вопрос (впрочем, как и предыдущий) скорее отражает результат домашнего воспитания, однако классный руководитель, поддерживая связь с семьей ребенка, должен уделять много внимания воспитанию в детях и чувства уважения к взрослым, и послушания. По ответам детей можно предположить, что либо педагог уделял не достаточно внимания этому, либо только половина детей усвоила это к концу 3-го класса, поскольку установки учителя не получали поддержки со стороны родителей.
3 В класс.
19 человек (86%) выбрали вариант а), 3 человека (14%) – б). Можно предположить, что такой результат воспитания был достигнут учителем поскольку он не ссылался только на домашнее воспитание, а целенаправленно проводил работу по формированию чувства уважения к взрослым, которое включает и послушание.
5.
Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Этот вопрос как бы дублирует вопрос №3. Но если там ребенку предлагалось вспомнить момент, когда мама уже сердится, то здесь – ситуация, когда никто еще не знает о его поступке. Она позволяет выяснить, способен ли он осознать свой поступок как плохой раньше, чем ему кто-то укажет на это.
3 А класс.
Оказалось, что тревожатся о наказании 12 человек (60%), то есть осознают ошибку. Так или иначе, угроза наказания, хотя и является способом лишь внешнего контроля поведения и не достаточно эффективным, для этих детей все же стимулирует нравственное поведение. 8 человек (40%) не переживают по поводу возможного наказания, поскольку, видимо, не в состоянии усмотреть безнравственное в поступке.
3 В класс.
17 человек этого класса способны оценить поступок как плохой раньше, чем ему укажут на это, поэтому по каким-то причинам совершив плохой поступок, они тревожатся о наказании (77%). Остальные 5 человек (23%) не волнуются. Разница в процентном соотношении выборов варианта а) 17%, то есть умение анализировать поступок лучше развито у учащихся 3 В класса.
Итак, обозначим графически результаты анкетирования по каждому вопросу: общее количество учащихся обозначим в виде круга, белый сектор которого будет показывать количество учащихся, выбравших вариант а), а черный – вариант б).