Экспериментальное изучение развития речи ребенка в процессе общения
Подготовка исследования.
Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.
1. Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
2. Ситуация - просят указать на называемый предмет;
3. Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
4. Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
5. Ситуация - просят дать называемый предмет;
6. Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей);
7. Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.)
Обработка данных.
Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла;
2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания);
более 2 раз - 0 баллов
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи;
от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи;
от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Пример № 1. Катя П.
1. Ситуация: Ребенок играет с куклой. На речевое обращение: “Катя!” - ребенок поднимает голову и, улыбаясь, смотрит на экспериментатора.
2. Ситуация: Перед ребенком разложены знакомые предметы. На просьбу: “Катя, покажи где ложка” - ребенок берет в руки ложку.
3. Ситуация: Ребенку показывают куклу. На вопрос: “Катя, покажи, где у куклы глазки?”- девочка показывает на глаза куклы.
4. Ситуация: Вопрос: “Катя, а покажи, где у тебя глазки?” - девочка показывает рукой на свои глаза.
5. Ситуация: на просьбу: “Катя, дай мне пожалуйста собачку” - ребенок берет в руки собаку и протягивает ее экспериментатору.
6. В ситуации, где ребенку предлагается собрать кубики в коробку, девочке повторяется задание два раза, но она все равно не может его выполнить.
7. Ситуация: Просьба: “Катя, похлопай ладошками” - также вызывает у ребенка затруднения, но после повторения задания девочка хлопает в ладоши и смеется.
Пример № 2. Маша Л.
1. Ситуация: Девочка играет. На речевое обращение: “Маша!” - ребенок смотрит на экспериментатора и улыбается.
2. Ситуация: Перед девочкой разложены знакомые ей предметы. На просьбу: “Маша, покажи где ложка” - ребенок показывает на ложку.
3. Ситуация: Ребенку показывают куклу. Вопрос: “Маша, покажи, где у куклы глазки” - вызывает затруднения. При повторении вопроса девочка смущается и не может выполнить задания.
4. В этой ситуации ребенок также не понимает вопроса и, при повторении, не может выполнить задания.
5. Ситуация: На просьбу: “Маша, дай пожалуйста собачку” - ребенок протягивает собаку только при повторении задания.
6. Ситуация: Перед ребенком разложены кубики. Экспериментатор просит положить кубики в коробку. Девочка снова не понимает задания и отвлекается. Задание остается не выполненным.
7. Ситуация: Ребенка просят похлопать в ладоши. Маша понимает задание со второго повторения и начинает, смеясь, хлопать в ладоши.
Протокол результатов исследования понимания речи
№ Число повторения формул. задан. Эффект. выполнения задания
Ситуац. 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша) 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша)
1 1 1 выполнено выполнено
2 1 1 выполнено выполнено
3 1 2 выполнено не выполнено
4 1 2 выполнено не выполнено
5 1 2 выполнено выполнено
6 2 2 не выполнено не выполнено
7 2 2 выполнено выполнено
Кол-во баллов 11 6
Анализ результатов
В ходе проведения эксперимента было отмечено, что Катя П. не испытывала, в основном, никаких затруднений при выполнении задания. Почти все задания были выполнены с первой просьбы. Девочка не испытывала смущения и проявила явный интерес к заданиям эксперимента, а также к личности экспериментатора. Испытуемой было набрано 11 баллов, что соответствует высокому уровню понимания речи взрослого.