Экспериментальное изучение развития речи ребенка в процессе общения
На вопрос: “Что в руках у мальчика?”- ребенок отвечает: “Лопатка”.
Вопрос: “Что можно делать с лопаткой?” - ответ: “Копать”.
Также вызывает затруднения вторая картинка. Паша не понимает ее содержания. После двухминутного рассматривания, ребенок говорит: “Стоит мальчик”. Затем экспериментатор объясняет происходящее на картинке, но ребенок все равно не может полностью повторить рассказ: “Мальчик кидает зерна”.
При предъявлении третьей картинки Паша сразу говорит: “Мальчик поливает цветы”. На вопрос: “А цветы какие?” - ребенок отвечает: “Маленькие”.
При предъявлении четвертой картинки Паша также сразу пытается рассказать: “Мальчик… собирает цветы…” Экспериментатор задает вопрос: “Какие цветы?” - ребенок отвечает: “Большие”. Вопрос: “А они красивые?”. Ответ: “ДА”.
Протокол результатов исследования по методике
“Расскажи по картинке”
№ Фрагменты речи тестируемого Частота употребления
1 испыт.(конт.) 2 испыт.(эксп.)
1 Существительное 16 11
2 Глаголы 8 4
3 Прилагательные в обычной форме 3 -
4 Прилагательные в сравнительной степени 3 2
5 Прилагательные в превосходной степени - -
6 Наречия 1 -
7 Местоимения 3 -
8 Союзы 4 -
9 Предлоги 4 -
10 Сложные предложения и конструкции - -
Анализ результатов
В результате эксперимента было выяснено, что развитие речи первого испытуемого (контрольного) заметно отличается от развития речи второго испытуемого (экспериментального).
1. В рассказе первого ребенка наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Возникло затруднение только в ходе рассказа по второй картинке, т. к. ребенок никогда не сталкивался с подобной ситуацией, а следовательно, не имел представление о том, какое действие на ней изображено. Но при помощи экспериментатора он смог достаточно подробно составить рассказ. В рассказе испытуемого были использованы различные фрагменты речи: существительные, прилагательные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Сложные предложения им не использовались.
Испытуемым было набрано 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития речи.
2. У второго ребенка наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию. Он постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться, а также понять инструкцию. Каждая предъявленная картинка вызывала у ребенка затруднения. Мальчик не мог сразу рассказать о том, что видит. Только с помощью наводящих вопросов ребенок смог описать содержание картинки.
Испытуемый не уловил связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.
Ребенком было набрано три балла, что соответствует низкому уровню развития речи.