О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы
Развитие читателя предполагает формирование такого вида деятельности, которое позволяет воспринимать текст /читать вслух, молча, выразительно, выборочно, подробно изучать текст или только познакомиться с ним/; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смыслового содержания /иметь свое суждение, выражать эмоциональное отношение и т.д./; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или проецировании на себя ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности . /3/
Однако, чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для чтения. Главной - организация читательского окружения, материал для чтения, направляющее развитие читательской деятельности.
Другими, не менее важными условиями являются: 1.принципы подхода к литературному произведению и 2.подготовленность учителей.
В центре уроков чтения и литература стоит художественное произведение. Текст литературного произведения на уроке литературы, в том числе на уроке чтения в начальной школе не является средством решения разнообразных педагогических задач /формирование навыка чтения, нравственное воспитание, знакомство с реальной действительностью/, он самоценен. В рамках создающегося нового для начальной школы учебного предмета - литература - художественная словесность становится центром изучения и освоения. /4/.Задача формирования навыка чтения представляется технической и подчиняется решению содержательных задач, связанных с освоением различных аспектов художественной словесности. Приоритетным для нового учебного предмета становятся задачи-развития культуры художественного восприятия и отражения окружающего мира, интереса к чтению, воспитания художественного вкуса. Цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературного произведения. Все же остальные задачи - развивающие и воспитывающие - решаются опосредованно, через ведущую. Новый взгляд на уроки литературы в начальной школе предполагает отказ от наивно-реалистического отношения к литературе и к искусству в целом. Восприятие художественного произведения не может быть сведен к воссозданию описываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания учащихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и размышление по данному поводу. Функция виртуальной реальности, присущая художественному произведению, позволяет моделировать развитие описываемой ситуации. Тем самым способствует более глубокому осознанию идеи, сюжета и форм художественной выразительности. Сказанное предъявляет особые требования к отбору художественных произведений. Это должны быть полноценные в художественном отношении произведения детской литературы , написанные как специально для детей, так и адаптированные для детского чтения, фольклора, изучаемые целостно, а не Фрагментарно, как это практиковалось до недавнего времени. Только изучение художественного произведения целиком позволяет усвоить условность изображаемой действительности, своеобразие авторской манеры , специфику варьируемого сюжета.
Концептуально, новый подход к урокам чтения .и литературы в начальной школе порождает требование пересмотра курса детской литературы при подготовке будущего учителя. Традициционно литература рассматривалась в историческом плане, как история литературы. Однако уже давно отмечалось несовершенство данного метода, особенно если учестъ, что детская литература изучалась в отрыве от истории общей литературы. Линейное расположение изучаемого материала, не позволяло увидеть общее и специфическое в развитии литературы для детей, получить целостное восприятие литературного процесса. Опираясь на принципы включения литературных произведений в программу для чтения и литературы в начальной школе художественно-эстетический, жанровый и авторский эмоционально-эстетический, ценностно-ориентировочный., системности и преемственности, целесообразно курс вузовского изучения детской литературы строить на основе жанрово-хронологическом.