О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы
Хронология помогает проследить становление и развитие литературного процесса для детей, а жанровая характеристика - дефинировать фольклорную и авторскую точки зрения на те или иные описываемые ситуации. Деление на фольклорный и литературный материал устанавливает не только различия в миропонимании, но и в используемых средствах образной выразительности, привлечение которых служит самым разнообразным задачам: философским, художественным, прагматическим Наиболее ярко необходимость подобного деления проявляется при анализе сказок - народных, авторских зарубежных, русских и советских.
Народная сказка, отражая видение мироустройства данным коллективом, призвана была в персонифицированной форме решать вопросы человеческого бытия, адаптации его в быстроменяющемся мире. Начиная с эпохи Просвещения сказка народная утрачивает мировоззренческий аспект и воспринимается как нечто нереальное, обладающее, однако, большим воспитательным потенциалом. Персонификация стала просто волшебством. Первоначально авторская сказка была переложением народной с явно выраженной просветительской идеей автора. Таковы сказки Ш. Перро. С течением времени авторская сказка приобретает современные черты, оставаясь литературой для взрослых. Лишь с середины XIX века, сказки начинают сочиняться непосредственно для детей. В творчестве Р. Киплинга, А. Милна, Л. Керролла и др. сказка, становится действенным средством обучения, развития, воспитания и развлечения детей. В наибольшей степени обладая функцией виртуальной реальности авторская сказка способствует решению многих задач образования. В этих целях определяется система образов - это, как правило, дети, игрушки или животные, воспринимаемые детьми как в качестве друзей. Своеобразные идеи реализуют сказки зарубежных, русских, казахских и советских авторов. Их анализ позволяет создать целостную картину особенностей сказки, комплекс задач, решаемых при помощи различных сказок. И все это в непринужденной, ярко представляемой, эмоционально-позитивной и воздействующей составляющей процесса образования.
Сказке противостоят поэтические, прозаические и драматические жанры. Такое деление позволяет, прочнее усвоить специфику различных родов и жанров литературы, так как сказка имеет и прозаическую, и поэтическую, и драматическую формы. Вместе с тем она противопоставлена литературным жанрам своей содержательной стороной.
К поэтическим жанрам в детской литературе относятся стихотворения и небольшие поэмы, содержание которых доступно и интересно ребенку. Основные темы развертываемые в поэзии – картины природы, жанровые зарисовки и различные ситуации. Эмоциональное воздействие достигается ритмической организацией, которая должна быть банальной, т.е. общепринятой в данной поэзии. Любая оригинальная организация стихотворения может быть не воспринята ребенком, а, следовательно, не понята и смысловая сторона стихотворения или поэмы. Главная задача поэзии - формировать художественно-эстетический вкус. Решается она путем постепенного - от простого к сложному - освоения художественного языка, его отдельных элементов и законов на взаимодействия. Ритм, рифма, звукопись, метафора, иносказание, как и многие другие средства художественной выразительности, сплавлены в поэтическом тексте в целостное художественное единство, хронологическое расположение изучаемых произведений позволяет плавно усваивать факторы художественного впечатления: сначала почти изолированно, элементарно, затем в минимальном сочетании, впоследствии в композитно. В результате учащиеся начинают их распознавать и воспринимать стоящие за ними мысли.
Из прозаических жанров в детской литературе преимущественно встречаются новеллы, рассказы и повести. Их общее свойство заключается в динамизме, постоянной смене событий, речевых характеристики и места действий. Динамизм удерживает постоянный интерес ребенка, так как ему хочется знать, что будет дальше, как герои преодолеют возникшие трудности. Этим же целям служат диалоги, они ускоряют движение событий. Героями выступают дети, игрушки и животные, т.е. ребенку интересно читать как бы "про себя" - так он воспринимает персонажей.