Влияние способностей на формирование педагогической компетентности
Результативность педагогического труда вследствие продуктивного решения педагогических задач зависит от сформированности и постоянного развития у педагога психологических компонентов знаний, трансформации под их влиянием всей системы его знаний, в том числе знания целей, предмета и методов учебно-воспитательной работы. Об этом свидетельствуют два ряда фактов: I — противоречия между уровнем учебной успешности студентов в педагогическом учебном заведении и уровнем успешности практической педагогической деятельности после окончания учебного заведения;
II — противоречия между уровнем научной квалификации преподавателя высшей школы, в том числе университета, и продуктивностью решения педагогических задач.
Далеко не все отличники педагогических институтов, в том числе на «отлично» прошедшие педагогическую практику, становятся мастерами в педагогическом труде. Вместе с тем не все студенты, учившиеся весьма посредственно, становятся столь же посредственными учителями. Эти несоответствия мы наблюдали у выпускников одиннадцатого педагогического класса, педагогического училища, учительского института, педагогического института и университета. Подчас отличное окончание общеобразовательной средней школы, окончание с отличием высшей педагогической школы не являются залогом успешного преодоления трудностей в воспитании дисциплинированности, коллективизма, внимания, прилежания, трудолюбия, в завоевании авторитета у своих учеников. Глубокое знание предмета еще не обеспечивает умения вызвать интерес к своему предмету, его понимание и усвоение. Напротив, есть и такие педагоги, которые по каким-то причинам учились в педагогическом вузе весьма посредственно, но в самостоятельной работе в течение короткого времени наверстывали упущенное, упорным трудом ликвидировали пробелы в знаниях и превращали свой предмет в средство воспитания. Безусловно, в этом проявляются педагогические способности. Но какой же должна быть система знаний педагога, будь то школьный учитель, преподаватель ПТУ» техникума или университета, чтобы она обеспечивала продуктивное решение педагогических задач?
Педагог в современных педагогических системах — руководитель, организатор педагогического воздействия, управляющее звено системы. На протяжении веков он выступал перед учащимися в роли источника знаний. В настоящее время знание своего предмета перестало быть основным признаком профессионализма педагога, его квалификации. В обществе появилось много образованных людей, которые владеют знаниями не хуже педагога. Например, выпускники технических вузов знают физику и математику примерно в таком же объеме, что и выпускники аналогичных факультетов пединститутов. Знание учителем предмета является само собой разумеющимся, но еще не характеризует его профессиональную квалификацию. Функция информатора-передатчика содержательной стороны знаний в какой-то мере сохранилась и сейчас. Но современный учащийся еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее, может получать необходимую информацию из:
книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может ставить на службу своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Следовательно, функцию передатчика знаний нельзя считать основной.