Влияние способностей на формирование педагогической компетентности
Достаточно высокий уровень сформированности психологических компонентов знаний позволяет педагогу переконструировать всю систему ранее приобретенных знаний и перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих учащихся дифференциально-, социально- и аутопсихологические компоненты знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития способностей учащихся. Расширение диапазона знаний формирует у педагога особое состояние готовности (или валентности) к мобилизации ранее приобретенных и к освоению новых знаний, необходимых для решения педагогических задач (исследования И. И. Крымской и И. Д. Багаевой). Это состояние находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня оценки педагогом значимости предстоящей задачи и в обратной — от его самооценки собственных знаний, навыков и умений, необходимых для достижения искомой цели.
Для малоспособных педагогов характерны низкий уровень оценки значимости педагогической задачи и необходимых для ее решения знаний, навыков и умений и высокий уровень оценки собственных знаний и умений. Напротив, у способных педагогов уровень оценки значимости задачи, знаний, навыков и умений, необходимых для решения, очень высок, а уровень оценки собственных знаний, навыков, умений, обусловливающий потребность в их пополнении, несколько занижен.
Таким образом, талантливые педагоги в процессе самостоятельного изучения своих учащихся (через наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ взаимодействия и др.) в силу наличия у них специфической чувствительности накапливают психологические знания и затем вооружают этими знаниями самих учащихся в целях побуждения их к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Причем делают они это очень рано, уже в начальных классах, как правило, вызывая тем самым у детей исключительный интерес и доверие. Эмпатия, суггестия возможны, только если сформирована именно педагогическая система знаний, включающая названные психологические компоненты.
Педагогические способности проявляются и в профессионально-педагогической умелости.