Влияние способностей на формирование педагогической компетентности
Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи коммунистического воспитания.
Система знаний педагога определяет систему знаний учащихся. Это экспериментально доказано В. А. Крыловой: в грамматическом разборе предложений и переводе школьные учителя немецкого языка (78 человек) и студенты первого курса (75 человек) сделали одни и те же ошибки. В исследовании Л. Г. Соколовой обнаружено, что способы решения задач по физике учащимися являются адекватным отражением способов решения задач их учителями по физике. Несовершенные способы познавательной деятельности педагогов формируют столь же несовершенные способы познавательной деятельности у учащихся.
Педагогическую систему знаний образует взаимосвязанная система представлений, понятий, суждений, умозаключений, позволяющих успешно исследовать педагогическую ситуацию, принимать решение о способах композиционного построения учебной информации на предстоящем занятии (при написании конспекта), реконструировать устный текст в процессе его сообщения, изменять соотношение фактов и выводов на основании анализа усвоения учебной информации учащимися.
Педагогическая профессия требует от учителя многих знаний,. в том числе специальности, представителем которой педагог является, методов, теории и истории педагогики, наличия широкого научного и культурного кругозора, знания психологии детей. Уровень знаний учителя, безусловно, оказывает большое влияние на характер его деятельности в целом. Но формирование каких компонентов ч системе знаний педагога зависит от наличия у него педагогических способностей?
В результате ряда специальных исследований, проведенных Э. А. Максимовой и Н. М. Матвеевым, было установлено, что два компонента знаний сформированы у всех профессиональных педагогов (получающих соответствующее образование) на достаточною уровне. Это знание предмета (по преподаваемой специальности)' и знание методов обучения этому предмету.
Различия в системе знаний продуктивных и малопродуктивных педагогов, имеющих примерно одинаковый стаж работы, состоят в уровне сформированности психологических компонентов знаний,. под влиянием которых изменяется вся система знаний. Малопродуктивные педагоги при отборе и композиционном построении учебной информации ориентируются на ее изложение в программах, учебниках, методических разработках. То есть базовыми являются два компонента знаний (знание предмета и знание методики преподавания).
У продуктивных педагогов, независимо от ПС, в которой они работают, имеют место по меньшей мере еще три, психологические, точки «отсчета», учитываемые при трансформации, перекодировании сообщения, его адаптации к конкретным условиям деятельности: I — знание психологических особенностей усвоения предмета (конкретного раздела, вопроса) данными учащимися; II — знание социально-психологических особенностей взаимоотношений педагога с учащимися и учащихся между собой; III — знание аутопсихологических особенностей (сильных и слабых сторон собственных знаний, навыков, умений). У них принятие решений и выбор методов, определение стратегии воздействия происходят с учетом этих трех составляющих. Таким образом, принципиальное отличие компетентности продуктивного педагога от малопродуктивного — в психологических компонентах системы знаний. К ним относятся следующие: I — дифференциально-психологический компонент знаний (об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися); II — социально-психологический компонент знаний (об особенностях учебно-познавательной, коммуникативной и трудовой деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней); III — аутопсихологический.