Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии
В “Положениях .” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия, что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии, которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности, “бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории свои филиалы.
Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:
1) создание школы при поддержке правительства, т.е. на начальном этапе последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.
2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);
3) создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением.
4) акционерная форма;
5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.
Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.
Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.
Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.
Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.