Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии
С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности выпускников, превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”.
Показателем эффективности работы учебных заведений является востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню выпускников государственных вузов.
Образование в Корее
В конце 1980-х гг. начальные школы были совместными, хотя такое обучение редко приветствовалось на последующих уровнях. Число поступающих в начальную школу в 1987 г. в 6 531 школе составило 4 771 722 ученика с педагогическим составом в 130 142 человека. Приблизительно 54% преподавателей начальной школы составляли мужчины.
В 1987 году в средние и старшие классы было принято около 4 895 354 человек, где преподавало около 150 873 преподавателей, 69% из которых были мужчины. Однако к 1989 г. число учащихся в средней школе снизилось до 3 959 975 человек. Учитывая важность высшего образования, в 1987г. 1 397 359 студентов посещало общеобразовательные или академические средние школы, а 840 265 студентов посещали средние профессионально-технические заведения. Профессионально-технические школы специализировались во многих областях, прежде всего, в сельском хозяйстве, рыболовстве, отраслях торговли, коммерции, морской торговли, машиностроении и искусстве.
Наборы в детские сады или дошкольные учреждения значительно увеличились в 1980-х гг. В 1980 г. 66 433 детей посещали 901 детский сад или дошкольные учреждения. К 1987 г. количество учреждений возросло до 7 792, а количество детей до 397 020. Число воспитателей детского сада и дошкольных преподавателей повысилось от 3 339 до 11 920 в течение того же самого периода. Подавляющее большинство этих преподавателей - приблизительно 92% - составляли женщины. Этот рост объясняется несколькими факторами: поддержкой дошкольного образования Министерством просвещения, большим количеством женской рабочей силы, ростом числа семей, в которых бабушки и дедушки зачастую были не в состоянии заботиться о детях, и знанием, что детский сад мог бы дать детям преимущество в дальнейшем при поступлении в серьезные образовательные учреждения.
Вступительные экзамены на конкурсной основе в школы среднего уровня были отменены еще в 1968 году. Хотя как и в конце 1980-х гг., студенты все еще должны были сдавать профилирующие экзамены не на конкурсной основе, они были зачислены на последующий уровень по лотерее или в соответствии с местоположением границы школьного района. Средние школы, прежде оцениваемые по положению в обществе их студентов, были уравнены, и теперь в них обучались люди из разных слоев общества. Однако реформа не полностью уравнивала средние школы. В Сеуле студентам, которые хорошо сдали профилирующие экзамены, позволялось поступить в школы высшего разряда в "общем" районе, в то время как другие студенты поступали в школы в одном из пяти географических районов. Эти реформы одинаково касались и государственных, и частных школ, наборы учащихся, в которые строго контролировались Министерством просвещения.
Хотя преподаватели начальных и средних школ, как правило, были высоко квалифицированными, они часто перерабатывали, за что им не доплачивалось (конец 1980-х гг.). Жалованье было меньше, чем у многих других интеллектуальных работников и даже меньше, чем у некоторых рабочих. Однако преподаватели средних школ, особенно в городах, получали дорогие подарки от родителей, надеющихся на внимание для своих детей, но уроки были длинными, а классы переполнены (в среднем класс насчитывал приблизительно от пятидесяти до шестидесяти учеников).
В мае 1989 г. преподаватели основали независимую организацию Национальный Союз Преподавателей (Чонгёчжо). Их цели заключались в улучшении условий труда и преобразовании школьной системы, которая, как они считали, находится под чрезмерным контролем Министерством просвещения. Хотя правительство и обещало большое увеличение жалованья преподавателям и предоставление льгот, оно отказалось легализовать союз. Поскольку преподаватели были государственными служащими, правительство заявило, что они не имеют права устраивать забастовки, но даже если бы они и имели право бастовать, то это подорвет статус преподавателей как "образцов для подражания" у молодых корейцев. Правительство также обвиняло союз в распространении пропаганды левой партии, которая была близка коммунистическому режиму в Северной Корее.