Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии

Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают следующие трудности:

1) несформированность базового образовательного рынка, столь необходимого для полного раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений, оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники, которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал;

2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае раздаются призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов;

3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений);

4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой экономии на масштабах.

Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10% всех НОУ.

Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает, что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос, рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но непременным условием являются консультации со специалистами из административных органов образования.

Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15