Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
В результате анализа литературы по психологии и методике обучения иностранному языку /…./ был сделан вывод, что указанную группу особенностей составляют:
а) особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности), поскольку опора на них позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации;
б) социокультурные, возрастные особенности, коммуникативная компетенция, эмоциональность, экстравертированность/интровертированность, статус ученика в учебной группе, его самооценка.
Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для подготовки школьников к естественной коммуникации. Учитель средней школы может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом; для этого ему не понадобятся ни диагностическая аппаратура, ни методики, требующие специальных психологических знаний для обработки данных.
Наблюдения за школьной практикой, собственный педагогический опыт показывают, что определение интересов и склонностей учащихся не представляют сложностей для учителей. С помощью анкетирования и бесед учитель может быстро выяснить, чем ученик обычно занимается в свободное время, какие книги предпочитает, какие фильмы любит смотреть, о чем мечтает, что с удовольствием обсуждает с друзьями или родителями, каких тем в разговоре старается избегать. Важно лишь помнить о том, что мотивационная сфера подростков неустойчива, поэтому учителю желательно быть в курсе интересов и склонностей ребят.
Умение правильно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции – показатель профессионализма учителя. В контексте рассматриваемых нами проблем особое значение имеет разработанная О.Г. Поляковым методика составления и применения тестов в целях контроля при коммуникативном обучении иностранному языку./…./
Диагностика же особенностей эмоциональности и экстравертированности/интровертированности, т.е. типологических особенностей учеников, и их самооценки представляет наибольшую трудность для учителя. Для получения достоверной информации об этих особенностях без специальных приборов требуются профессиональные навыки применения психодиагностических методик. Подобного профессионализма от учителей требовать нельзя.
Конечно, учитель может использовать опросники для определения индивидуальных особенностей человека, публикуемые в научно-популярной литературе. Однако при обработке полученных с их помощью данных следует соблюдать осторожность и учитывать следующее. По нашим наблюдениям при работе с опросниками школьники нередко по-своему интерпретируют отдельные вопросы, иногда не принимают некоторые из них. Работая с опросниками, требующими однозначных ответов «да» или «нет», ученики часто затрудняются с выбором ответа. Психологи также предупреждают, что:
а) людям присуща так называемая «установка при ответе» – предрасположенность отвечать на вопросы определенным образом;
б) сама обстановка, в которой происходит опрос, влияет на характер ответов.
Поэтому для получения более объективных данных желательно повторять процедуру, сравнивать результаты с мнениями родителей, других учителей, школьного психолога.
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя.
Поэтому в данной работе мы попытаемся эксплицировать факторы, которые помогут учителю определить типологические особенности и самооценку учащихся.