Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
На основании анализа поведения учащихся мы выделили 5 психологических типов учащихся 3 класса:
1 – эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик), 3 человека (21,4%);
2 – эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник), 3 человека (21,4%);
3 – экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении, 3 человека (21,4%);
4 – эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик), 2 человека (14,3%)
5 – эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик), 1 человек (7,1%);
6 - Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик). 2 человека (14,3%).
В ходе нашего исследования мы применили следующую дифференциацию при распределении ролей, постановок коммуникативных задач, моделировании контекста деятельности распределении учебно-речевых ситуаций для разных групп учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
Для экстравертов использовались роли, позволяющие создать комфортные условия для формирования навыков. Производилась частая смена ролей, требующих одинаковых текстовых характеристик. В этом случае проигрывание новых ролей способствовало поддержанию интереса экстравертов к выполняемой деятельности. Исполнение же закрепленных за учащимися ролей (проговаривание однотипных текстов) позволило сформировать гибкие и прочные навыки. Например, в рамках одной тематики примерно одинаковый речевой продукт был получен, с помощью вопросов, высказывания мнений «нового ученика», «зарубежного школьника», «корреспондента»; варианты речевого продукта можно ожидать от «Гостьи из будущего», героини одноименного фильма, старика Хоттабыча и т.д. Также имели место роли, проигрывание которых позволило непоседливым экстравертам подвигаться, избежать усталости, утомления. Это были быть роли героев телесериала «Флиппер», также могут привлекаться роли героев книги Дж. Джерома «Трое в лодке…», романа М. Твена «Принц и нищий», рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», и т.п.
Также полезным было использование ролей, позволивших при необходимости корректировать отрицательные проявления индивидных характеристик в общении экстравертов. Необходимо было сбалансированное распределение ролей, требующих повелительных инструкций и интонаций, а также ролей, содержащих выражения просьбы, согласия, неуверенности и т.п., для экстравертов, стремящихся к повышенному доминированию в общении. Первые необходимы данной группе учащихся для ощущения комфорта, вторые, очевидно, помогли им посмотреть на себя со стороны, потренироваться в использовании приемов общения (которые они редко применяли в естественных условиях), лучше понимать своих партеров. Это, с одной стороны, роли учителя, тренера, режиссера, а с другой – робкого и застенчивого человека, скромного помощника и т.п. Эффективным было применение ролей рассудительных, неторопливых персонажей, высказываниям которых присущи логичность и последовательность, например роль старого и мудрого сверчка из сказки «Пиннокио», роли героев книг А. Кристи мисс Марпл и Шерлока Холмса А. Дойля.
Для интровертов также желательны роли, позволяющие создать комфортные условия для формирования навыков. Это были роли персонажей, особенности иноязычного речевого поведения которых хорошо известны ученику: роли персонажей учебника, героев телепередач телесериалов, литературных произведений, социальные роли. Кроме того, существуют роли персонажей, имеющих яркие индивидуальные черты, для изображения которых интроверту не требуется прилагать больших усилий. Это Мэри Поппинс, мистер Пиквик и его слуга Сэм, Электроник и Сережа Сыроежкин (из книги и фильма «Приключения Электроника») и т.п.