Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
е) эмоционально неустойчивые интроверты (меланхолики). Чаще всего внешне проявляют себя как общительные флегматики, но внутренне крайне тяжело переживают все неудачи; кроме того, их самочувствие при выполнении устно-речевых заданий зависит от того, кто подобран им в партеры: следовательно, работа с этой подгруппой требует от учителя особого внимания.
Важно отметить, что указанные шесть подгрупп наиболее ярко проявляются лишь в том случае, если учебная группа подготовлена к использованию учебно-речевой ситуации: школьники ознакомлены с особенностями речевого общения, спецификой учебно-речевой ситуации, введен и отработан недостающий языковой материал (прежде всего лексика, разговорные выражения), проведена тренировка учащихся в использовании операций и действий, с помощью которых возможна реализация предлагаемых учебно-речевых ситуаций. Без такой подготовки дискомфортно чувствуют себя все учащиеся, которым предлагается действовать с опорой на учебно-речевую ситуацию.
Практика показывает, что учитель, вынужденный решать множество учебно-воспитательных задач на уроках и во внеурочное время, нуждается в предельно краткой и наглядной схеме наблюдений, позволяющей ему определять индивидуальные особенности учеников. В качестве релевантных для этой цели мы выделили параметры поведения, описанные в литературе: взгляд, мимику, походку, посадку, легкость и быстроту вступления в речевое общение, скорость реакций и т.д., так и отобранные нами: частоту поднятия руки в ответ на предложение выполнить коммуникативную задачу, выкрики с места, предпочитаемые учебно-речевые ситуации и т.д. На основе выделенных критериев была разработана примерная схема анализа учителем личностных, типологических особенностей учащихся и их самооценки по внешним показателям (см. таблицу 2.1). Записывая, классифицируя и анализируя особенности поведения школьников, учитель сможет самостоятельно отнести ученика к той или иной подгруппе.
Таблица 2.1
Примерная схема наблюдений за учеником N., сангвиником,
стремящимся к доминировании в общении
Проявления |
Выводы | |
1 |
2 |
3 |
Взгляд |
Уверенный, часто сверху вниз. Иногда глаза ищут контакта. |
Завышенная самооценка, высокомерие, желание нравиться |
Мимика |
Довольно подвижная, многообразная. |
Очевидно, сангвиник. |
Речь |
Громкая, быстрая; почти всегда звучат повелительные нотки. |
Очевидно, сангвиник; стремится к доминированию в общении. |
Общительность |
Очень общителен, легко и быстро вступает в контакт, за короткий промежуток времени успевает переброситься фразами почти со всей группой (например, в начале или конце урока). |
Вероятно, сангвиник; стремится к доминированию в общении. |
Скорость реакции |
Высокая, почти всегда речевая; иногда использует междометия, сопровождая их выразительной мимикой. |
Вероятно, сангвиник. |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
Посадка |
Непринужденная, скорее развязная, часто нога на ногу, откинувшись на спинку стула, руки в карманах. |
Очень самоуверен, демонстрирует силу. |
Стойка у доски |
Широко расставленные ноги; если хорошо знает урок, может скрестить руки на груди; если не уверен в себе, держит руки в карманах; становится более подвижным; редко переминается с ноги на ногу. |
Очень самоуверен, ищет выход из ситуации. |
«Контакт глаз» в учебном общении |
Ищет контакт практически всегда, не боится «контакта глаз» с учителем, даже если не готов к ответу; часто следит за реакцией учителя, чтобы найти выход из затруднительного положения. |
Очень самоуверен, ищет выход из ситуации. |
Поднятие руки |
Практически не поднимает руку, предпочитает выкрики с места; если кто-то из одноклассников отвечает, может выкриками требовать внимания к себе. |
Очень самоуверен, демонстрирует силу. |
Обращение к учителю до/после урока |
Обращается к учителю только перед уроком, чтобы предупредить о том, что не подготовил что-то. |
Самоуверен. |
Реализация учебно-речевой ситуации |
Если учебно-речевая ситуация очень нравится, то требует, чтобы учитель обязательно дал ему возможность реализовать ее перед классом, даже если партнер этого не хочет. |
Экстраверт. |