ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.
Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов опытной работы в общеобразовательной школе N 7 г.Перми. Эта работа проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков.
Проанализировав самостоятельные детские музыкальные циклы К.Де-
бюсси и М.Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедческой (специальной и популярной) литературе, а также в методических разработках мы попытались использовать пьесы "Детского уголка" и "Матушки -гусыни" на уроках музыки в качестве материала для слушания. Ведущая цель, которую мы преследовали - в доступной для детского восприятия форме осуществить первое знакомство школьников с музыкальным импрессионизмом, с творческой манерой композиторов. В связи с этим не случайным оказался выбор сочинений посвященных детской тематике: она во многом способствует более успешному достяжению цели уроков. В дальнейшей работе мы попытались выйти на обобщающую характеристику музыкального импрессионизма.
В настоящей главе мы описываем фрагменты занятий, знакомящих школьников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля.
Несколько первых уроков были посвящены музыке "Детского уголка" К.Дебюсси. В виду достаточной сложности и непривычности для школьников музыкального языка этого произведения, основной формой работы была беседа. Вот один из ее вариантов:
_Учитель . - Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композито-
ром конца XIX - начала XX вв. его имя - Клод Дебюсси. Мы обратимся к одному из его фортепианных произведении, которое называется "Детскии уголок". Как вы думаете, о чем может рассказать нам музыка с таким названием?
_Дети . - Об играх, детях, игрушках.
_Учитель . - Действительно, музыка расскажет нам о добром мире светлой фантазии, который окружает человека в детстве.
К.Дебюсси посвятил это произведение своеи маленькой четырехлетней дочери Эмме. В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень веселой, подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушка-
ми. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленькии кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримасс кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу заставляла страдать и смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек.
Композитор К.Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей маленькои дочери, так и появилось произведение, с которым мы будем знакомиться - "Детскии уголок" она включает шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет свое название, за которым скрывается ее герой. Все вместе пьесы составляют особую форму сюиту. Слово "Сюита" - французкое, оно означает "ряд", "последовательность". В музыке - это обычно несколько пьес объединенных общим названием. В "Детском уголке" мы как раз встречаем форму сюиты. Сейчас прозвучит одна из пьес произведения.Что вы услышите во время звучания музыки? Постарайтесь описать картины, образы, которые у вас возникнут.(Звучит колыбельная слона")
_Дети . - Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка звучит в низком регистре.
- Я представила себе слона - в начале, пьеса играется на низких нотах, но мелодия мягкая, нежная, слегка неуклюжая. В музыке слышны шаги слона, его неповоротливость.
_Учитель . - Действительно, герой этой пьесы - слон. Но ведь мы говорили, что в музыке композитор изобразил эпизод из жизни игрушек.
Что же происходит в этой пьесе с игрушечным слоном?
_Дети . - Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому.
- Я думаю, что слон лежит в кровати и мечтает.
_Учитель . - Ваши предложения очень близки к истине, но чтобы проверить насколько точно вы угадали, каким показал игрушечного слона сам композитор, предлагаю вам спеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой обстановке могла бы звучать такая музыка что можно под нее делать?