ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.
"Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала
добрые, светлые сказки.Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звонкая, как детство."
"В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир прекрасен и не бывает плохих дней."
"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада-
ние нарисовать под музыку."
"У Дебэсси своя гармония,не похожая на музыку других композиторов"
"Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе пришлась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Я думаю, она также понравилась и дочери Клода Дебюсси Эмме"
"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Она необычна, и как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на падающий в сумерках снег.Я давно уже заметила, что композитор сродни писателю, и ты, слушая музыку, как бы читаешь её.В этой музыке видна история и лично мне она напоминает одну из сказок Г.Х.Андерсена".
Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого.Он проходил в тех же классах.На занятиях данного цикла мы попытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в рамках которого они творили.Чтобы сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал - в частности, репродукции картин художников-ипрессионистов.Через сравнение выразительных средств живописи и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников к осознанию некоего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи.
Основной нашей задачей было преподнести музыку импрессионистов так, чтобы она нашла отклик в душе ребят,вызвать у них желание обращаться к ней вновь и вновь.Уроки были объединины темой:"Выразительные средства импрессионистической музыки и живописи".
Первый урок стал начальным этапом постижения особенностей языка импрессионистов:
У.-Ребята, как вы знаете, каждый вид искусства имеет свои средства выразительности.Какие выразительные средства у живописи?
Д.-Линия, цвет, колорит .
У. показывает детям репродукции картин: "Ветренный день в Венё"А.Сислея,"Руанский собор вечером","Скалы в Бель-Иль" К.Моне и задаёт вопрос:"Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные выразительные средства?"
Д.-Да.Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, контраст или сходство между ними.
У.-Что же достигается этим?
Д.-Ощущение воздуха, его прозрачности, естественности изображения. У.-Теперь давайте вспомним выразительные средства музыки. Д.-Мелодия, ритм, гармония, тембр.
У.-Попробуеи провести параллели между выразительными средствами живописи и музыки.В живописи - линия, а в музыке - .
Д.-Мелодия.
У.-В живописи цвет, краски, а в музыке - .
Д.-Гармония.
У.-В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным выразительным средством является не линия, а цвет, краски.А какое выразительное средство, мелодия или гармония, выступает на первый план в музыкальном отрывке,который я сейчас сыграю.
(У. исполняет фрагмент из фортепианной прелюдии К.Дебюсси "Затонувший собор")
Д.-Мелодии, которую можно спеть нет, основное, что мы слышим это гармония, но она очень мелодичная.
У. предлагает учащимся прослушать произведение целиком в записи и запомнить свои впечатления от музыки.Далее происходит обмен учащихся слуховыми впечатлениями.
У.-Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведения возникли свои ассоциации, свои впечатления.У композитора, сочинившего эту пьесу, они тоже были индивидуальными, особенными.Вам, наверное, будет интересно узнать, что К.Дебюсси не любил слишком точно пояснять их.Иногда он не хотел каким-либо образом конкретизировать содержание своих музыкальных произведений.По мнению композитора это "убивает тайну" музыки.Так, в прелюдиях для фортепиано заголовки он расположил в конце пьес, не желая навязывать исполнителю или слушателю