ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.
Последующие несколько уроков были посвящены циклу пьес "Моя матушка-гусыня".Знакомство с этим циклом потребовало много разъяснений и комментариев,поэтому форма уроков тяготела к рассказу.
У.-В год создания К.Дебюсси "Детского уголка" Морис Равель написал прелестную серию музыкальных иллюстраций к известным французским сказкам под названием "Моя матушка-гусыня" для фортепиано в 4 руки.М.Равель очень любил детей.Своих детей у него не было и он всю силу своей нерастраченной любви перенёс на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей.Для них и было написано это произведение. Композитор предполагал,что его маленькие друзья станут первыми испол-
нителями пьес на публичном концерте.
Обратите внимание, какое необычное название носит произведение - "Моя матушка-гусыня".Вы не знаете кто такая матушка-гусыня?
Д.-Нет.
У.-Это- старая сказочница, персонаж французского фольклора.Сказки матушки-гусыни вошли во французскую литературу с незапямятных времён.В XVIII веке Шарль Перро так и назвал свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях.М.Равель, очень любивший литературу и искусство XVII-XVIII веков, написал фортепианные пьесы на сюжеты французских писателей-сказочников тех времён.Перед пьесами композитор привёл в виде эпиграфов отрывки из сказок.Я зачитаю два эпиграфа:
1.(чтение эпиграфа к пьесе "Мальчик-с-пальчик".)Эта сказка вам
знакома.
2.Следующий отрывок из сказки "Зелёная змея".(Краткое изложение
содержания сказки, а затем чтение эпиграфа к пьесе "Принцесса-дурнушка".)
Сейчас прозвучат две пьесы.Ваша задача - определить к какой пьесе подходит каждый из эпиграфов.
(Слушание пьес "Мальчик-с-пальчик","Принцесса-дурнушка".)
После слушания ученики правильно определили принадлежность эпиграфов:
Д.-Мальчик-с-пальчик заблудился и музыка тоже такая тоскливая, унылая, как бы блуждающая по тёмному лесу.
-Я услышал голоса птиц, которые съели хлебные крошки.Они изображены в музыке звенящими звуками в верхнеи регистре.
У.-Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик".А теперь попытайтесь объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки "Зелёная змея"?
Д.-В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на музыкальных инструменах.В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия была очень звонкой, игрушечной.Она напомнила мне китайскую музыку,
У.-Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, которая в Европе называется китайской.
Следующее произведение к которому мы обратимся, называется "Волшебный сад".Оно завершает сюиту.После прослушивания я попрошу вас ответить почему именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю сюиту?
(Cлушание пьесы "Волшебный сад".)
Д.-Музыка сперва спокойная, таинственная.Я представила себе сад из мультфильма "Аленький цветочек".Вокруг воё очень красиво: фонтаны, тропические деревья, но чего-то не хватает.И вдруг мы находим то. что долго искали - аленький цветочек.
У.-Да."Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным торжеством доброго, светоносного начала.
Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало подачу ученикам готового матариала.Дети с вниманием слушали, еспи что-то было непонятно - переспрашивали.Особенно живой интерес вызвала пьеса "Принцесса-дурнушка" и сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была написана.Ученики по характеру музыки самостоятельно определили страну, в которой разворачивается действие сказки и попросили прослушать это произведение повторно.
После ознакомления с фортепианными сюитами К.Дебюсси и М.Равеля по отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий музыкальную викторину.Ребятам надо было написать название прозвучавшей пьесы и её автора.Приблизительно 65% детей справились с этим заданием полностью,остальные - частично.Отсутствует отрицательный результат опроса, а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой отклик.Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учеников о датских сочинениях К.Дебюсси и М.Равеля.Вот некоторые из них: