ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.
свои собственные впечатления.
Произведение, которое только что прозвучало - одна из прелюдий для фортепиано пол названием "Затонувший собор".Она возникла под впечатлением от бретонской лаганды о древнем городе Ис, некогда поглощённом морем, и, по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далёкий перезвон колоколов.Композитора в этом сказочном сюжете привлекла живописная сторона.Средства музыкальной выразительности подчинены здесь задаче возможно более тонкого воспроизведения в музыке картины морского пейзажа,постепенно рассеивающегося тумана И наступающего рассвета, колокольного звона, доносящегося из глубины вод, и, наконец, поднимающегося со дна моря города.В завершении предстаёт первоначальный морской пейзаж: слышны тихие всплески волн,смыкающихся над исчезнувшим собором.
Затем У. предлагает ученикам прослушать ещё раз это произведение и записать свои впечатления в тетради.Вот некоторые из них:
"Я представила себе старинный замок с приведениями.За таинственным туманом, который постепенно рассеивается, показывается комната.В ней всё покрыто вековой пылью.Вот старинный резной стол, а на нём стопка толстых рукописных средневековых книг.В комнате темно, но свеча вдруг зажигается сама собой и освещает комнату.На стене висит большое зеркало.В пём отражаются все события, что произошли в этом городе, замке, комнате.Некоторые из них радостные, ннекоторые - грустные.А большинство - величавые и спокойные, как музыка, которую я слышу сейчас."
"Сначала из воды слышен хор, потом звон колоколов.Город начинает подниматься из воды.Музыка становится торжественной.В этот момент город вновь погружается в пучину.Потом музыка успокаивается, как будто успокаивается вода, покрывшая город.Нет ряби, даже не дует ветер и вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не было ничего."
Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое
сложное по музыкальному языку произведение, как "Затонувший собор", было воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные картины.
Следующий урок был посвящён богатой красочной палитре оркестровой музыки композиторов-импрессионистов:
У.-Сейчас я сыграю четере фрагмента из сочинений К.Дебюсси.Свои впечатления о них композитор определил следующим образом:
1."Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут
облака, постепенно погружаясь в серое небытие.
2.Сирена парохода, плывущего по Сене.
3.Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллю-
минированном и наводнённом толпой.
4.Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой." Ваша задача - определить соответствия музыкальных фрагментов
прозвучавшим авторским описаниям.
У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из симфонического ноктюрна "Празднества", тему облаков и тему английского рожка из симфонического ноктюрна "Облака".Ученики выполняют задание письменно.Проверка показала, что при незначительных разногласиях, у большинства учеников ответы совпали.Соответствия были определены в целом верно.
У.-Эти фрагменты из двух произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для симфонического оркестра "Облака" и "Празднества".Примечательно, что для композитора симфонический оркестр здесь не столько средство создания звуковой мощи, сколько богатая палитра красок.Попытаемся определить, какими из них композитор рисует "Облака"?Что примечательно в темах этого произведения?
(Слушание ноктюрна "Облака")
Д.-Композитор здесь использует различные оттенки белой, серой и голубой краски.Первая тема - тема облаков.Она звучала в верхнем регистре неторопливо и спокойно.Мне кажется, что она проникнута печалью.После темы облаков звучит тема сирены парохода.Она проходит несколько раз не изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.