Влияние способностей на педагогическую умелость

Современный педагог имеет дело с коллективами и группами учащихся. Классы и учебные группы могут комплектоваться так, что они будут усиливать или ослаблять эффект воздействия педагога на каждого отдельного учащегося. Профессионализм совре­менного педагога и заключается в том, что он умеет не только оце­нить структуру коллектива, но использовать взаимодействие уча­щегося с группой и группы с учащимся в целях получения иско­мого педагогического результата. Таким образом, взаимодействие учащийся — группа и группа — учащийся также должно быть учтено при формулировании и решении педагогической задачи. Продуктивное решение педагогических задач зависит от уровня сформированности у учителя умений устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися разных уровней учебной успешности (сильными, средними, слабыми) и разных уровней воспитанности.

Педагог предстает перед группой учащихся не изолированной фигурой, а в сложном ансамбле с другими педагогами, которые, в свою очередь, могут усиливать или ослаблять педагогический эффект друг друга. Степень влияния каждого участника этого ан­самбля на данного конкретного учащегося или группу учащихся также необходимо учитывать как при формулировании педагоги­ческих задач, так и в процессе их решения. Глубокое понимание и ясное представление сложной динамической системы связей и отношений, в которых находится сам педагог, позволяет ему точ­но оценивать текущую ситуацию, правильно формулировать воз­никшую перед ним педагогическую проблему, вскрывать причины, ее вызвавшие, ставить педагогические задачи и находить эффек­тивные методы их решения, используя сильные стороны взаимо­отношений с учащимися своих коллег. Вот почему важнейшим фактором продуктивного решения педагогических задач является установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя со своими коллегами.

Важнейшим фактором продуктивного решения педагогической задачи является коммуникативный компонент деятельности, вклю­чающий умение строить с учащимися, их родителями, коллегами педагогически целесообразные взаимоотношения.

Коммуникативные умения являются важнейшими потому, что учащийся может научиться чему-нибудь, если он решает задачу сам. Коммуникативные умения необходимы педагогу для побужде­ния учащихся к деятельности, к самостоятельному преодолению трудностей в ней, для корректирования деятельности — что пра­вильно, а что и почему неправильно.

Общие педагогические коммуникативные умения (необходимые в любом виде профессионально-педагогического общения) вклю­чают в себя: умение вступать в положительный эмоциональный контакт; устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой контакт; спонтанно общаться; слушать и понимать партнера по об­щению; взаимодействовать с партнером; адекватно воспринимать настроение аудитории; управлять вниманием аудитории.

Коммуникативные умения способствуют оптимальному процес­су взаимодействия и ведут к созданию педагогически целесообраз­ных взаимоотношений между участниками взаимодействия: умение косвенного воздействия; умение вызвать доверие у учащихся; чув­ство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности;

умение правильно воспринимать и учитывать критику, соответст­венно с ней перестраивать свою деятельность; тактично и справед­ливо оценивать деятельность учащихся.

Организаторский компонент деятельности мы рассматриваем как своеобразный синтез гностической, проектировочной, конструк­тивной и коммуникативной деятельности, воплощенный в непосред­ственном взаимодействии педагога с учащимися. Организаторская деятельность включает организацию учебной информации в про­цессе ее изложения, организацию и коррекцию деятельности уча­щихся, направленной на овладение учебной информацией, орга­низацию и коррекцию собственной деятельности и поведения на протяжении всего периода взаимодействия с учащимися.

Организаторская деятельность представляет собой практиче­ское решение педагогических задач, в котором доминанта перено­сится с проекта деятельности на ее реализацию: как включить учащихся в решение учебных задач, чтобы получить искомые ре­зультаты.

Если коммуникативные умения проявляются в искусстве по­буждения учащихся к самостоятельной деятельности и самостоя­тельному преодолению трудностей в ней, поскольку без этого нет радости собственного успеха и ощущения собственного роста и раз­вития, то организаторские умения — в организации процесса ре­шения учащимися учебных задач (в широком понимании, учиты­вая, что и воспитание осуществляется через включение учащихся в решение учебных задач, то есть тех задач, в процессе самостоя­тельного решения, которых у учащихся можно сформировать настроение, аналитические гражданские качества). В процессе исследований выявлена устойчивая зависимость между результативностью деятельности и умением выделять учеб­ные задачи для каждого занятия; формулировать эти задачи перед учащимися как для занятия в целом, так и на каждом его этапе;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5