Влияние способностей на педагогическую умелость
Современный педагог имеет дело с коллективами и группами учащихся. Классы и учебные группы могут комплектоваться так, что они будут усиливать или ослаблять эффект воздействия педагога на каждого отдельного учащегося. Профессионализм современного педагога и заключается в том, что он умеет не только оценить структуру коллектива, но использовать взаимодействие учащегося с группой и группы с учащимся в целях получения искомого педагогического результата. Таким образом, взаимодействие учащийся — группа и группа — учащийся также должно быть учтено при формулировании и решении педагогической задачи. Продуктивное решение педагогических задач зависит от уровня сформированности у учителя умений устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися разных уровней учебной успешности (сильными, средними, слабыми) и разных уровней воспитанности.
Педагог предстает перед группой учащихся не изолированной фигурой, а в сложном ансамбле с другими педагогами, которые, в свою очередь, могут усиливать или ослаблять педагогический эффект друг друга. Степень влияния каждого участника этого ансамбля на данного конкретного учащегося или группу учащихся также необходимо учитывать как при формулировании педагогических задач, так и в процессе их решения. Глубокое понимание и ясное представление сложной динамической системы связей и отношений, в которых находится сам педагог, позволяет ему точно оценивать текущую ситуацию, правильно формулировать возникшую перед ним педагогическую проблему, вскрывать причины, ее вызвавшие, ставить педагогические задачи и находить эффективные методы их решения, используя сильные стороны взаимоотношений с учащимися своих коллег. Вот почему важнейшим фактором продуктивного решения педагогических задач является установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя со своими коллегами.
Важнейшим фактором продуктивного решения педагогической задачи является коммуникативный компонент деятельности, включающий умение строить с учащимися, их родителями, коллегами педагогически целесообразные взаимоотношения.
Коммуникативные умения являются важнейшими потому, что учащийся может научиться чему-нибудь, если он решает задачу сам. Коммуникативные умения необходимы педагогу для побуждения учащихся к деятельности, к самостоятельному преодолению трудностей в ней, для корректирования деятельности — что правильно, а что и почему неправильно.
Общие педагогические коммуникативные умения (необходимые в любом виде профессионально-педагогического общения) включают в себя: умение вступать в положительный эмоциональный контакт; устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой контакт; спонтанно общаться; слушать и понимать партнера по общению; взаимодействовать с партнером; адекватно воспринимать настроение аудитории; управлять вниманием аудитории.
Коммуникативные умения способствуют оптимальному процессу взаимодействия и ведут к созданию педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками взаимодействия: умение косвенного воздействия; умение вызвать доверие у учащихся; чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности;
умение правильно воспринимать и учитывать критику, соответственно с ней перестраивать свою деятельность; тактично и справедливо оценивать деятельность учащихся.
Организаторский компонент деятельности мы рассматриваем как своеобразный синтез гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности, воплощенный в непосредственном взаимодействии педагога с учащимися. Организаторская деятельность включает организацию учебной информации в процессе ее изложения, организацию и коррекцию деятельности учащихся, направленной на овладение учебной информацией, организацию и коррекцию собственной деятельности и поведения на протяжении всего периода взаимодействия с учащимися.
Организаторская деятельность представляет собой практическое решение педагогических задач, в котором доминанта переносится с проекта деятельности на ее реализацию: как включить учащихся в решение учебных задач, чтобы получить искомые результаты.
Если коммуникативные умения проявляются в искусстве побуждения учащихся к самостоятельной деятельности и самостоятельному преодолению трудностей в ней, поскольку без этого нет радости собственного успеха и ощущения собственного роста и развития, то организаторские умения — в организации процесса решения учащимися учебных задач (в широком понимании, учитывая, что и воспитание осуществляется через включение учащихся в решение учебных задач, то есть тех задач, в процессе самостоятельного решения, которых у учащихся можно сформировать настроение, аналитические гражданские качества). В процессе исследований выявлена устойчивая зависимость между результативностью деятельности и умением выделять учебные задачи для каждого занятия; формулировать эти задачи перед учащимися как для занятия в целом, так и на каждом его этапе;